НОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
     
Ахл аль Бейт (а.с.)Аллах в книгах суннитовПророк Мухаммад (саас)Али Ибн Абу Талиб (а.с.)Аяты об Али (мир ему!)Али (мир ему!) в ахиратеПредсказания о Али (а.с.)Знания имама Али (а.с.)Фатима аз-Захра (а.с.)Хасан Ибн Али (а.с.)Хусейн Ибн Али (а.с.)Имам Махди (а)Шииты в Коране и суннеНеобычные фетвыНаши противникиВопросы фикхаКто такие сподвижники?Анализ хадисовОпровержениеИскаженность КоранаВопросы без ответаИз шиитских книг
Справедливость сахабов - Камаль Хейдари Справедливость сахабов, ч. 6. Книги Аллаха достаточно?
Передача канала аль Ковсар с участием аятуллы Камал аль Хейдари на тему справедливость сахабов. Тема шестой части: Достаточно ли нам Книги Аллаха?

Ведущий: Во имя Аллаха Милостивого Милосердного, хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Пророку нашему Мухаммаду и его семье и сподвижникам. Приветствую вас, дорогие телезрители, мир вам, милость Аллаха и Его благословение. В эфире новая серия передачи «Исследования идеалогии». Название сегодняшней серии: «теория праведности (`адаля) сподвижников в Сахихах». В сегодняшней серии мы затронем, иншаллах, ряд важных вопросов, связанных с распространенным среди мусульман мнением о том, что сподвижники Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует), в независимости от того видели ли они Его или нет, были ли они ближайшими сподвижниками или просто жили на заре Ислама, являются адилями1, и переданные ими хадисы не могут быть отклонены, как не может быть сомнений в их достоверности. Они подобны звездам в темную ночь, указывающим путнику дорогу. Их были десятки и сотни тысяч, но разумно ли относиться ко всему, что было передано со слов сподвижников, исходя из подобной точки зрения? Какова позиция по этому вопросу в Сахихах Бухари и Муслима, книгах, считающихся основой и вернейшим, что было написано после Священного Корана. Приветствую вас еще раз, дорогие телезрители, и приветствую нашего гостя в студии, господина айатоллу Камаля аль-Хайдари.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Здравствуйте, приветствую вас.

Ведущий: Да благословит вас Аллах. Господин Камаль, не могли бы Вы рассказать вначале краткое содержание предыдущих серий, чтобы братьям, которые не были с нами с самого начала программы, была понятна ее суть.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Прибегаю к защите Аллаха Всевидящего, Всеслышащего от проклятого шайтана. Во имя Аллаха Милостивого Милосердного, мир и благословение Пророку Мухаммаду и Его семье. В прошлых сериях мы рассматривали вопросы, связанные с худжиййа (доказательной силой) и ролью Сунны Пророка в понимании веры. Мы упомянули 4 момента, на которых нужно остановиться, рассматривая данную тему и все исследования, связанные с Сунной Пророка. Здесь я хотел бы отметить один момент. В разговорах с некоторыми братьями звучал вопрос: стоит ли сунну понимать как противопоставление шиизму? Говоря о Сунне мы не противопоставляем ее шиизму, а имеем ввиду Сунну Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), хадисы о Нём, о Его поступках и решениях. Мы упомянули, что в соответствии с имеющимися у нас источниками, существует два направления в отношении роли Сунны Пророка в понимании веры. Первое направление представляет мнение большинства мусульман всех течений и школ на основе имеющихся источников и заключается в вере в хадис «Сакалейн» мутаватир в любой его принятой форме: в форме, где Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) призывает следовать Корану и «суннати» («моей Сунне») или, согласно другой версии, «`итрати ахль бейти» («моей `итре, моей семье»). Существует много явных доказательств этой точки зрения. Очевидно, что Сунна Пророка является основным источником защиты от заблуждений. Как сказал Посланник Аллаха в хадисе мутаватир: «Следуйте им, и вы никогда не впадете в заблуждение». Два столпа, лишь благодаря которым можно спастись от заблуждения: Коран и `итра. Так какова же роль Сунны Пророка? Когда я говорю «сунна» я не имею в виду группу мусульман, которые называют себя Ахль ас-сунна ва ль-джамаа. Я говорю о хадисах Посланника Аллаха. Если я упротребляю слово сунна, не пояснив, что это Сунна Пророка, то имею в виду именно Сунну Пророка. В дальнейшем нам станет ясно, что имамы ахль аль-бейт говорили лишь о ком? О Посланнике Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Их хадисы – это хадисы Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Это – первое направление, и главный довод в его пользу вдобавок к указанным выше доводам – это хадис «Сакалейн». Второе направление обладает не меньшим правом на существование и относится к предсмертным словам, сказанным Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Мы нашли ряд ривайатов, приведенных в «Сахихе» аль-Бухари и «Сахихе» Муслима, в которых говорится о том, что некоторые говорили: «хасбина Китаб Аллах» («Нам достаточно Книги Аллаха») или в другой форме «Китаб Аллах хасбина» («Книги Аллаха нам достаточно»). Я хотел бы напомнить дорогому телезрителю, что мы приводим эти ривайаты по изданию, о котором я говорил на прошлой неделе, это издание «Сахиха» аль-Бухари от издательства «бейт аль-афкяр ад-даулийа» («Дом международной мысли»). В нем приводятся ряд текстов категории сарих. Ибн Аббас передал, что когда Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) находился на смертном одре и вокруг него собрались люди, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал (т.е. он обратился к людям, а не его спросили): «Принесите мне бумагу, я напишу вам книгу, после которой вы уже не впадете в заблуждение». На что один из людей сказал: «Посланника Аллаха одолела болезнь. У вас есть Коран. Нам достаточно Книги Аллаха». После это между сподвижниками Посланника Аллаха разгорелся спор, одни хотели выполнить просьбу Пророка, другие препятствовали этому. Если зритель помнит, этот ривайат приводится в хадисе 4432 со словами «один из них сказал» (кааля ба`духум), однако в том же «Сахихе» аль-Бухари в двух-трех местах сказано, что слова эти произнес второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Чтобы убедиться в этом, мы можем обратиться к хадису 5669 или 7366. Я прочитаю сейчас хадис, переданный Ибн Аббасом: «Когда Пророк находился на смертном одре в доме находились люди и среди них Умар ибн аль-Хаттаб. Пророк сказал: «Сейчас я напишу для вас книгу». Умар сказал [обращаясь к людям]: «Пророка одолела болезнь. У вас есть Коран. Нам достаточно Книги Аллаха.» После этого люди, находившиеся в доме, начали спорить.» Итак, из текстов предельно ясно, также как из текстов школы ахль аль-бейт, что эти слова были произнесены вторым халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. Братья, которые хотят обратиться к хадисам 5669, 7366 и 4432, повторяющим друг друга, также указывают на то, что слова принадлежат Умар ибн аль-Хаттабу. Что касается текста, который мы читали, то это ривайат 4431, зритель помнит этот ривайат, начинающийся со слов «Сказал Ибн Аббас в четверг, а четверг – это…», ривайат от Саида ибн Джубейра в главе «Болезнь Пророка и Его смерть», в главе 64 («Глава сражений») Книги сражений (Китаб аль-магази) и главе 83 («О болезни и смерти Пророка»). Саид Ибн Джубейр передал, что Ибн Аббас сказал в четверг, а четверг – это день, когда болезнь Посланника Аллаха усилилась. Посланник Аллаха сказал: «Принесите мне [бумагу и перо], я напишу вам книгу, после которой вы никогда не впадете в заблуждение». Обратите внимание на текст, не просто « вы не впадете в заблуждение», а «выникогда не впадете в заблуждение». Т.е. Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), неподвластный заблуждению, хотел написать для мусульман книгу в последние часы своей благородной и благословенной жизни. Почему же Пророк хотел это сделать? Люди начали спорить и препираться, находясь рядом с Пророком, что недопустимо, а кто-то сказал: «Он уже бредит». Здесь я хотел бы обратить внимание телезрителей на слово «бредит» и то значение, которое в него вкладывал говорящий. Смысл объясняется в «Иршад ас-сари».

Ведущий: Это толкование к «Сахиху» аль-Бухари.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: «Иршад ас-сари», толкование «Сахиха» аль-Бухари, автор – Абу ль-Аббас Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад аль-Касталяни, том шестой, издательство «Дом возрождения арабского наследия», Бейрут. Толкование приводится в шестой части на странице 462. Вот что говорит Касталяни по этому вопросу: Они сказали «Должно быть он бредит» (شأنه أهَجَرّ). В данном случае под «бредом» имеется в виду бессвязная речь человека, находящегося при смерти. Кто же был тем человеком, кто произнес эти слова? Но не это является предметом моего разговора и не это важно. Важно, что рядом с Пророком в последние часы его жизни, когда Посланник Аллаха хотел оставить наставление о том, как избежать заблуждения, был человек, позволивший себе в таком ключе высказаться о Посланнике Аллаха. И слова халифа Умара «Его одолела болезнь» и слова одного из присутствующих «должно быть он уже бредит». Люди присутствовавшие тогда в доме рядом с Пророком не были обычными людьми, кем же они были? Это были самые ближайшие сподвижники Пророка. Мы знаем, кто в комнате могло поместиться от 5 до 10-20 человек, не больше. Т.е. в комнату не могу попасть любой желающий, определенно это были избранные сподвижники, и ривайаты подтверждают это, указывая некоторые из крупных имен асхабов. Я хотел бы подвести черту и сказать дорогому зрителю, что смысл фразы «хасбина Китаб Аллах» («Нам достаточно Книги Аллаха») не означает принижение роли Сунны, смысл в другом, и подобные речи не могут быть приняты и по этому поводу у ученых есть подробные исследования. Сейчас я не хочу затрагивать эту тему, тему запрета записи Сунны Пророка на заре ислама, т.е. при первом и втором халифах. По этому поводу было написано множество книг. Не будем сейчас возвращаться к ним и пересказывать их. Но мы вспомним один ривайат, приведенный в книге «худжйат ас-сунна» («Доказательство Сунны») шейха Абд аль-Гани Абд аль-Халика, главы отделения основ религии (усуль ад-дин) в университете аль-Азхар, опубликованной международным институтом исламской мысли в Вашингтоне и издательством «Дар аль-фикр» в Бейруте в 1407 г. по хиджре. На странице 394 данного издания приводится ривайат от аль-Касима ибн Мухаммада ибн Аби Бакра, который сказал, что Умар ибн аль-Хаттаб сообщил ему, что среди людей появилась книги, которые были ему ненавистны. Он приказал людям принести все книги ему. Люди думали, что Умар хочет собрать их всех воедино, однако когда принести записи Умар приказал немедленно их сжечь.

Ведущий: Речь здесь идет о хадисах Посланника Аллаха.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Безусловно, речь идет о хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я приведу хадис по книге «Сунан» Ибн Маджа, составленной Абу Абд Аллахом Мухаммадом ибн Язидом ибн Маджа аль-Казвини изданной издательством «Бейт аль-афкяр ад-даулия» («Дом международной мысли»). На 19 странице во «Введении», в главе «Следование Сунне Посланника Аллаха», а также во второй главе «Превосходство хадисов Посланника Аллаха и ответ их противникам» приводится хадис сахих (хадис №12) от Ибн Муадда Караба аль-Кинди о том, что Пророк сказал: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: „Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!“ Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!». Поэтому мы сказали в прошлой серии, что фраза «Будьте покорны Аллаху и будьте покорны Посланнику Аллаха» указывает на то, что некоторые предписания Аллаха передаются через слова и поступки Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Здесь я хотел бы закончить затянувшееся вступление, целью которого было познакомить дорогого телезрителя с тем, что во времена Пророка в отношении к Сунне было два основных направления. Первое направление подтверждает роль Сунны Пророка в понимании веры, второе направление не придает Сунне этой роли, что мы показали на примере ряда хадисов.

Ведущий: Большое спасибо, господин аятолла. После подробного вступления и изложения краткого содержания предыдущей серии и с учетом тех добавлений, которые Вы сделали, каковы основные итоги, которые мы можем вывести в связи со словами асхабов, присутствовавшим при смерти Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует)?

Айатолла Камаль аль-Хайдари: На самом деле с моей точки зрения подобные слова довольно опасны и я приведу некоторые последствия подобных слов. Человек, находясь у смертного одра Великого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) говорит подобные слова. Если говорить кратко и не уходить далеко от нашей темы, последствия таких слов велики. Посланник Аллаха изрек определенный текст, а согласно словам Всевышнего Аллаха وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ («Он не говорит по прихоти», 53:3). Это не было действием Пророка, решением по какому-то вопросу, ничего такого, не было выводом, это была речь, высказывание Пророка, а в отношении этого Всевышний сказал в суре «ан-Наджм»: «Он не говорит по прихоти. Это – лишь внушаемое ему откровение» (53:3-4). Отсюда мы задаемся вопросом: Те люди, которые сомневались в словах Пророка и сказали, что он «бредит», проникла ли вера в их сердца или нет? Потому что не может быть, чтобы человек верил своим сердцем в Посланника Аллаха, в Коран, и в то же самое время допускал, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) может бредить даже в такой час, ведь в Коране определенно сказано: «Он не говорит по прихоти. Это – лишь внушаемое ему откровение» (53:3-4). Удивительно, что автор подобных слов в адрес Пророка не был остановлен асхабами, находившимися рядом с Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) в его предсмертный час, но это уже другой вопрос.

Ведущий: Наоборот, некоторые из них повторяли эти слова.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Да, это так. Мнение людей в доме разделилось, были те, кто говорил, что Пророку не стоит ничего писать, а были такие, кто и сказал приведенные выше слова. Люди разделились на две группы, одна поддерживала мнение, что Пророк бредит, находясь в предсмертном состоянии, другая была не согласна с этим мнением. А еще была фраза «его одолела болезнь». Хотя в этих словах и не говорилось про «бред», но что же следовало из этих слов, что слова Пророка не имеют силы? И это несмотря на то, что в Коране сказано: «Он не говорит по прихоти. Это – лишь внушаемое ему откровение». Таким образом обе фразы являются возражением Священному Корану.

Ведущий: Т.е. возражением Аллаху!

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Да, это явное возражение Аллаху, даже если бы это было возражением Пророку это все равно было бы возражением Аллаху, но здесь мы видим возражение божественному откровению, это прямое возражение и несогласие с кораническим текстом, потому что Аллах Всевышний сказал: «Он не говорит по прихоти. Это – лишь внушаемое ему откровение». Это не были слова Пророка о самом себе, это были слова Аллаха, сказанные про Пророка Мухаммада, и возражение Всевышнему Аллаху является первым результатом подобных речей, в независимости было ли употреблено выражение «бредит» или «тяжело болен». Второй результат подобных речей – это ослушание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Почему? Не потому, что Пророк хотел написать что-то, а ему не дали этого сделать. Это было ослушанием Аллаха. Люди начали спорить и препираться, находясь рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и что же Он сказал им? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не стоит спорить, находясь рядом с Пророком». Некоторые пытались смягчить сложившуюся ситуацию и утверждали, что данные слова принадлежат не Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а Ибн Аббасу. Пусть это может служить оправданием для некоторых выдающихся асхабов, но второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб определенно был человеком, из-за которого эта ссора и препирательство начались. Т.е. он был причиной конфликта, разгоревшегося в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Интересно, что аль-Касталяни говорит, что указанные слова принадлежат не Ибн Аббасу, а Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Что подтверждает слова аль-Касталяни, а точнее указывает на их правоту, это хадис из «Сахиха» аль-Бухари в главе «Ложь о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), хадис 114 и хадис 38 с тем же содержанием из Книги знания, глава «Книга знания», глава «Грех лжи о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Аббас передал, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тяжело заболел он сказал: «Принесите мне книгу, чтобы я смогу записать.» Тогда Умар сказал: «Пророка одолела болезнь. У нас есть Книга Аллаха и нам этого достаточно». Люди начали шуметь и спорить. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отойдите, нельзя спорить находясь рядом со мной».

Ведущий: Фраза «со мной» кажется ясной.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Да, ясной именно в этом контексте.

Ведущий: Если Он был сильно болен, как Он смог сказать столь определенную фразу.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Мы постепенно приходим к ответам на вопросы. Итак, фраза, сказанная вторым халифом Умаром привела к спору, что является ослушанием Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который определенно сказал: «Нельзя спорить, находясь рядом со мной». Далее, и, возможно, это самое важное: как бы ни отличались хадисы по форме, их суть одна: Люди, позволившие себе подобные речи, стали причиной того, что мы лишены того добра, которое принесло бы нам написанное увещевание. Написанное кем? Тем, кто «не говорит по прихоти. Это – лишь внушаемое ему откровение». Он сказал: «Я напишу вам книгу, после которой вы никогда не впадете в заблуждение». Те люди и стали причиной.

Ведущий: Значит все, кто впал в заблуждение, совершили это из-за этого события.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Действительно, это были слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Я напишу вам книгу» или по другой версии «Принесите мне книгу, я напишу вам книгу, после которой вы не впадете в заблуждение» (по другой версии «никогда не впадете в заблуждение). Те люди своими словами, не важно была ли это фраза о том, что Пророк бредит или что он тяжело болен, как мы прочитали в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, те люди не позволили Пророку осуществить свое желание для уммы и избавить умму от заблуждений.

Ведущий: Это была бы тогда сильнейшая умма, как желал того Всевышний Аллах.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Важно то, что те люди стали причиной в том, что мы лишены этого величайшего добра и того всеобщего благословения, которое Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел для своей уммы.

Ведущий: Странное дело, в молитве они говорят «не веди нас путем заблудших», просят Аллаха о том, чтобы он увел их с пути заблуждения и при этом лишают нас этого блага.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Да, они лишили нас этого блага.

Ведущий: Спасибо, господин айатолла. В этой связи возникает еще один вопрос. Можно ли сказать, что своим отказом написать книгу Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поддержал возражающих?

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Некоторые говорят «да, это так», считая, что если бы в этой книге была такая необходимость, о которой мы говорим, то почему же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда некоторые люди начали подозревать, что он бредит или говорили, что он тяжело болен, почему же Пророк не стал писать то, что намеревался? Они считают, что отказавшись написать книгу Пророк признал правоту человека, сказавшего «Пророка одолела болезнь». И это решение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) хотя и не было произнесено вслух.

Ведущий: Но когда он говорил он был в рассудке!

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Удивительное дело. Когда доходят до слов «был сильно болен», что они имеют в виду? Так говорят и люди науки, и лишь прикрывающиеся наукой. Но опираясь на логику ответ их является противоречивым. Что они говорят фразой «Он бредил»? Тем самым говорящий эту фразу признает, что Пророк действительно находился в бреду! Второе, почему Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), если он был согласен в фразой «Нам достаточно лишь Книги Аллаха», не одобрил ее фразой, а сказал: «Отойдите от меня, нельзя препираться, находясь рядом с Пророком». Можно ли считать эту фразу одобрением сказанному или наоборот? Это слова человека, который соглашается с тем, что услышал, или нет? Дорогой зритель, пусть я повторюсь, но все таки я прочитаю вновь текст: Он сказал: «У нас есть Книга Аллаха, затем люди начали спорить и препираться и (Пророк) сказал: «Отойдите от меня, нельзя препираться, находясь рядом с Пророком». Это второе свидетельство. Третье свидетельство это то, что Он сказал «нельзя препираться». Если бы слова о том, что Пророк бредил, или что его одолела болезнь или о том, что достаточно лишь Книги Аллаха были верными, то почему же Пророк сказал «нельзя препираться». Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) охарактеризовал возникшую ссору как конфликт и препирательство. Некоторые пытаются утверждать, что после того, как второй халиф сказал «Нам достаточно Книги Аллаха», Пророк согласился в этой фразой. Но если он согласился, то зачем же сказал «Отойдите от меня, нельзя препираться, находясь рядом с Пророком»?

Ведущий: В некоторых источниках говорится, что Пророк сказал: «Позовите женщин, они лучше вас».

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Важно то, что я хотел бы говорить на уровне «Сахихов» аль-Бухари и Муслима, чтобы зритель не сказал «этого нет в Сахихах». Далее, третий момент, и, возможно, лучшее подтверждение того, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не был согласен со словами Умара и не вынес никакого решения по поводу этих слов («Нам достаточно лишь Книги Аллаха») это то, что во всех этих текстах есть слова Ибн Аббаса, который сказал в конце, что самое большое несчастье это то, что Посланнику Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) не дали написать то, что он намеревался сделать.

Ведущий: Если это действительно было несчастьем, то как мог Посланник Аллаха быть согласным с несчастьем!

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Как это возможно, ведь известно кем был Ибн Аббас, один из близких сподвижников Пророка и ученых мужей исламской общины. Итак, я читаю текст, уважаемые зрители, слушайте внимательно: Ибн Аббас сообщил, что Пророк сказал: «Встаньте!». Убейд Аллах сообщил, что Ибн Аббас сказал: «Бедствие, не позволившие Пророку написать людям книгу, заключалось в их разногласиях и ругани».

Ведущий: Вот что было преградой для написания.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Значит, утверждение о том, что Пророк, не записав свое послание, согласился со сказанным вторым халифом («Нам достаточно Книги Аллаха») опровергается доводами и свидетельствами, на которые мы указали.

Ведущий: Большое спасибо. Всевышний Аллах сказал: «Мы не отправили знамения только потому, что прежние поколения не уверовали в них» (17:59). В этой связи возникает вопрос. Даже если допустить то, что некоторые люди воспротивились тому, что сказал Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Можно ли сказать, что божественное поручение теряет силу вместе с этим признанием?

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Хороший вопрос. Несмотря на то, что времени немного, я хотел бы обратить внимание на два момента. Первый момент или первая просьба, на которую я хочу обратить ваше внимание. Первое. Врядли Пророк собирался сказать эти слова в первый раз. Мы предполагаем, что то, о чем он хотел поведать людям, он уже предлагал не раз. Из аята Священного Корана «Сегодня я завершил для вас вашу религию и довел до конца мою милость для вас» следует, что не может быть чего-то, что не было бы разъяснено Пророком до конца своей земной жизни («Дождь не может быть скупым», «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания.». Таким образом, Пророк разъяснил всё.

Ведущий: В частности то, что может спасти человека от заблуждения.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: И то, что спасет человека от заблуждения навсегда, согласно тексту хадиса. Чего же хотел Пророк? Он хотел подтвердить истину. Это естественно. Человек – это главное, что волновало Великого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) как отца больше всего заботят его дети, его семья. Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) заботят вопросы уммы. В конце своей благородной жизни он хотел донести мусульманам нечто очень важное. Как можно утверждать, что Пророк мог оставить столь важное дело? И хотя Пророк, несомненно, уже разъяснял это раннее, он хотел подтвердить истину.

Ведущий: И донести людям свое последнее увещевание.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Да, чтобы оно укрепилось в сознании людей. Все знают последнее обращение имама ас-Садика окружавшим его людям, в котором он сказал: «Не пренебрегайте молитвой, не пренебрегайте молитвой, не пренебрегайте молитвой. Тот, кто будет пренебрегать молитвой, тот не получит нашего заступничества». Посмотрите на последнее обращение имама Повелителя правоверных (мир Ему и благословение Аллаха), сказанное в последние часы его жизни. В нем также лишь подтверждаются истины, сказанные ранее. Что же помешало Пророку написать последнее обращение к умме? Да, некоторые ближайшие сподвижники выступили против этого, но почему Пророк не стал записывать то, что хотел? Возможно, Пророк не хотел, чтобы в его словах могли усомниться по причине того, что он, по словам некоторых, находился «в бреду» или под влиянием тяжелой болезни и ценность послания могла упасть. Некоторые пытаются принизить роль Великого Пророка, говоря, что фраза «Он не говорит по прихоти. Это – лишь внушаемое ему откровение» не включает в себя состояние болезни, когда боль берет верх, в котором находился Пророк.

Ведущий: Т.е. в каждой болезни, в которой боль взяла верх, а не только в последней болезни?

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Отсюда могут возникать сомнения во всей Сунне Пророка. Поэтому Великий Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) когда понял, что могут возникнуть сомнения, решил ограничится тем, что уже было сказано. Написание не привело бы к требуемой пользе, а возможно повлекло бы за собой ряд последствий. Поэтому я сказал, что те слова были причиной отказа от записи послания и причиной лишения нас большого блага. Эти споры, эти сомнения стали причиной того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не записал свое послание и не подтвердил истины, хотя мы и считаем, что все, что хотел указать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) он уже указывал раньше согласно словам Всевышнего: «Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа»

Ведущий: Господин айатолла, прежде чем перейти к звонкам телезрителей, ведь первого халифа также одолела болезнь, когда он сказал, кого назначает преемником и потерял сознание, но его слова были приняты и никто не ссылался на болезнь.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Верно, но он не находился «в бреду».

Ведущий: И так второй халиф стал халифом после слов халифа, тяжело болеющего. Получается, что болезнь Пророка имеет большее влияние, чем болезнь халифа. А сейчас, господин айатолла, позвольте подключить к нашему разговору брата из Ирака, Самира.

Самир: Ас-саляму алейкум!

Ведущий и айатолла Камаль аль-Хайдари: Ва алейкум ас-салям ва рахмату Ллахи ва баракатух.

Самир (Ирак): Да продлит Аллах жизнь господина Камаля аль-Хайдари! Да сохранит Вас Господь и вознаградит Вас. У меня вопрос, уважаемый господин, если можно, это вопрос немного не по теме сегодняшнего сюжета. Вопрос об айате о покровительстве («аль-Вилайа») или хадисе о покровительстве о Амире Али (Мир ему). Т.е. я хотел бы поговорить о тексте, т.к. канал Сафа два месяца говорит: мы хотим доказать, мы хотим то… а ничего нет. Мы бы хотели, чтобы Вы коснулись этой темы.

Ведущий: Иншалла. Значит вопрос – разъяснение аята «аль-Вилайа». Мысль понятна. Спасибо вам. С нами брат Мухаммад Хусейн из Сирии.

Мухаммад Хусейн (Сирия): Ас-саляму алейкум!

Ведущий и айатолла Камаль аль-ХайдариВа алейкум ас-салям ва рахмату Ллахи ва баракатух.

Мухаммад Хусейн (Сирия): Приветствую уважаемого айатоллу Камаля аль-Хайдари и ведущего передачи доктора Салима Джари! У меня небольшой вопрос. Ахль ас-Сунна ва ль-джамаа, школа асхабов, считают, что «Сахих» аль-Бухари это наиболее достоверная книга после Священного Корана, которая передает повествования о благородной Сунне пророка. В телепередачах на многих каналах школы асхабов не принимается хадис, который приводит сегодня господин Камаль аль-Хайдари о болезни Пророка. Эта книга, «Сахих» аль-Бухари, все, что в ней приводится является доводом для них. Если нельзя высказаться по этой тебе, то прошу господина аль-Хайдари позволить мне задать последний вопрос. В их книгах сказано, что после четверга, дня, когда умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и Приветствует) , Абу Бакр приказал всем мусульманам молиться. Как мог Абу Бакр приказать молиться и в то же время от него приводят хадис «При мне нельзя ссориться». Прошу господина айатоллу разъяснения этой позиции. Молился ли в тот день Абу Бакр вместе с остальными мусульманами или нет? И какие можно сделать из этого выводы? Спасибо.

Ведущий: Спасибо за вопрос. С нами брат Джабир из Ирака.

Джабир (Ирак): Ас-саляму алейкум!

Ведущий и айатолла Камаль аль-ХайдариВа алейкум ас-салям ва рахмату Ллахи ва баракатух.

Джабир (Ирак): Мой господин, по этому поводу есть еще добавление, упомянутое в книгах мусульман, в отношении Худейбийского мирного договора. Когда Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) согласился на мирное соглашение, Умар обратился к Абу Бакру: «Разве это не Посланник Аллаха? Разве мы не правы?» Можно ли считать это событие предшествующим «событию в день четверга», являются ли слова Умара сомнением в пророческой миссии Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)? Спасибо, ва ас-саляму алейкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.

ВедущийВа алейкум ас-салям. Спасибо. На связи брат из Дубая Абд Аллах аш-Шамри. Пожалуйста, говорите.

Абд Аллах (Эмираты): Ас-саляму алейкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.

Ведущий и айатолла Камаль аль-ХайдариВа алейкум ас-салям ва рахмату Ллахи ва баракатух.

Абд Аллах (Эмираты): Приветствую уважаемого ведущего передачи и достопочтимого шейха сеййида. Если позволите, я хотел бы затронуть два момента. Первое – нет сомнений, что уважаемый шейх обладает огромными знаниями, я всегда с интересом слушаю Ваши разъяснения по разнообразным проблемам. Почему уважаемый шейх не хочет собрать все эти вопросы, которые так осуждают сунниты, в одну книгу и представить ее им. Или же вынести их на обсуждение. Вопросы разнообразные, иногда определенные, иногда нет. Уважаемый шейх, да продлит Аллах вашу жизнь, вы часто говорите и с учеными людьми и с мирянами. Я суннит, но я не разделяю людей, я люблю ахль аль-бейт и асхабов. Достопочтимый шейх привел замечательные слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), который сказал: «Не ссорьтесь». Но почему эта фраза не проникла в наши сердца? Почему разделен Ирак, почему разделена вся исламская умма? Уважаемый шейх, есть слова, которые могут приводить к кровопролитию. Мы хотим примирить сердца, примирить людей. Примите мое искреннее уважение к вам, мои молитвы за вас с пожеланием только добра, благодарю вас и надеюсь, что вы напишете книгу, в которой разберете все спорные моменты и мы посмотрим что ответят люди. Еще раз спасибо вам, достопочтимый шейх, и да благословит вас Аллах.

Ведущий: Спасибо за теплые слова, дорогой брат. А с нами на связи брат из Бахрейна Абу Мухаммад.

Абу Мухаммад (Бахрейн): Ас-саляму алейкум!

Ведущий и айатолла Камаль аль-ХайдариВа алейкум ас-салям ва рахмату Ллахи ва баракатух.

Абу Мухаммад (Бахрейн): Я хотел бы спросить шейха, присутствовали ли в тот день (день четверга) рядом с Пророком Имам Али, Аббас, Аммар, Абу Зарр, Салман и их ближайшие сподвижники (мувалин). Второй вопрос: Почему Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) не сказал: «Выйдите, и пусть останутся Аббас, Али и ближайшие сподвижники (мувалин). И если это было божественное предписание, получается, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не выполнил его должным образом? Почему Пророк испугался сподвижников и не выполнил предписание Аллаха? Шейх сказал, что Умар не принимал Сунну, а как же хадис, который приводится от Умара в «Сахихе» аль-Бухари: «Поистине, поступки оцениваются по намерениям, и каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести)». Здесь явное противоречие, господин шейх.

Ведущий: Противоречие здесь у Умара, а не у уважаемого шейха. Это он сначала говорит одно, а потом другое.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Я хотел бы чтобы брат закончил свою мысль. Пожалуйста, дорогой брат, продолжайте.

Абу Мухаммад (Бахрейн): Хадис приведен в главе о тахарате от эмира правоверных Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, поступки оцениваются по намерениям, и каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести). от, чья хиджра была к Аллаху и Его посланнику, переселится к Аллаху и Его посланнику, а тот, чья хиджра была ради обретения мирских благ или ради женитьбы на женщине, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся». Вот такой хадис, господин шейх.

Ведущий: Спасибо за вопрос, брат Абу Мухаммад. А теперь перейдем к ответам. Начнем с брата Самира, вопрос о хадисе «аль-вилайа» и айата «аль-вилайа».

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Иншалла. Но я не знаю, идет ли речь об этом айате: إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آَمَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ (Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются) или же речь идет об хадисе: من كنت مولاه فهذا علي مولاه (Каждый, кто считает меня своим покровителем, для того и Али является покровителем). Имеется ли в виду первое значение или второе. Иншалла мы рассмотрим оба варианта, и значение айата إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللَّهُ (Вашим покровителем является только Аллах) и хадиса من كنت مولاه فهذا علي مولاه (Каждый, кто считает меня своим покровителем, для того и Али является покровителем) и это хадис «гадир», иншалла мы рассмотрим этот вопрос. Что касается вопроса дорогого брата Мухаммада Хусейна из Сирии о том, что школа асхабов не принимает тот хадис, то, сказать по правде, я не знаю принимают они его или нет. Я читал вам текст по «Сахиху» аль-Бухари, «Сахиху» Муслима и «Сунан» Ибн Маджа. Что касается заявления о том, что Пророк приказал первому халифу занять свое место при молитве, то это заявление не имеет под собой оснований. Иншалла, если у нас получится посвятить этому одну из серий нашей передачи, мы объясним почему подобное суждение не имеет под собой оснований и является ложным – суждение о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) приказал первому халифу занять свое место при молитве. Это утверждение является неверным, также как и заявление о том, что Имам Повелитель правоверных сказал Хасану и Хусейну: «Идите к дверям третьего халифа и охраняйте их». Эти слова не имеют под собой оснований, они неверны. Что касается вопроса брата Джабира из Ирака…

Ведущий: О Худейбийском мирном соглашении

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Дорогой брат, я не хотел бы слишком распыляться в своем исследовании. То, что ты говоришь, на самом деле, подтверждает мои слова, но я хотел бы опираться на важнейшие источники школы сахабов и на те ривайаты, которые я читаю. Наверняка этот ривайат тоже существует, но наш разговор сейчас не об этом. Что касается вопроса брата Абд Аллаха аш-Шамри о том, почему я не напишу книгу, дорогой брат, на настоящий момент я написал уже не менее 40-45 книг, вы можете ознакомиться с ними и убедиться, что в них нет никаких призывов к разобщению, никаких призывов к такфиру, никаких фальсификаций. В них нет обвинений других, принижения или исключения других, нет никакой связи с основами иудаизма, огнепоклонничества, зороастризма, что можно услышать то тут то там. Во всех моих разговорах, разве вы слышали хоть раз, чтобы я обвинял в чем-то другого? Никогда. Если человек болен – пусть он будет блаженен. Если человек ошибается, не желая того – пусть Аллах простит его. Что касается вопроса о том, почему исламский мир разрознен и подвержен конфликтам, то в этом суть всех моих исследований. Это мой призыв ко всем: Почему вы разрознены? Почему конфликтуете? Давайте встретимся на телевидении, я скажу то, что хочу, вы скажите то, что хотите, а уважаемый телезритель свободен в том, чтобы выбрать одну или другую точку зрения.

Ведущий: Спасибо за Ваш ответ. Господин айатолла, всего одна минута. Брат Абу Мухаммад спросил, присутствовали ли Ибн Аббас, Аббас и имам Али в тот день рядом с Пророком?

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Клянусь Аллахом, я не знаю. Если говорить о наших книгах, то по этому поводу есть хадис. Если говорить на уровне «Сахиха» аль-Бухари и других сборников, то там не упоминаются имена. В разных вариантах там указано, что рядом с Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) был человек (нафар) или люди (нас) или группа людей (маджмуа). Кто были эти люди? В тексте хадиса об этом не сказано. Что касается вопроса почему не выгнал одних и не оставил других, то я также не знаю почему. Но Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) испытывал боль от того спора, который произошел. Что на счет того, что это был второй халиф, то по этому поводу есть ривайаты в «Сахихе» аль-Бухари и о них я и веду речь. Вы суннит и говорите, что любите ахль аль-бейт. Да, вы должны любить ахль аль-бейт, и если бы вы этого не делали, то вышли бы из ислама. Это истина из Корана: قُلْ لَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِلَّا الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَى (“Скажи: я не прошу у вас за это награды, кроме любви к близким”). Это не просто любезность по отношению к ахль аль-бейт, когда человек говорит «я люблю ахль аль-бейт». Это обязанность каждого по шариату, это вероубеждение, акыда, которой человек должен следовать. Это не вопрос свободы или выбора, чтобы любить или не любить ахль аль-бейт. А если человек позволил себе проявить нелюбовь или вражду к ахль аль-бейт, этот человек все всяких сомнений выходит из ислама и из общины. Дорогой брат, обратите внимание на эту истину. Наш разговор сейчас не о любви к ахль аль-бейт,предмет нашего исследования другой. Вы говорите, что есть ривайаты от второго халифа. Я согласен с этим и не отрицаю то, что от него есть ривайаты. Я лишь сказал, что второй халиф вел себя подобным образом находясь у смертного одра Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует). Он сказал: «Нам достаточно Книги Аллаха». А почему он так сказал, стоит спросить у него самого, спросите если увидите.

Ведущий: Спасибо. Остался последний вопрос: можно ли сказать, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не выполнил указание Аллаха. Однако вы уже говорили об этом.

Айатолла Камаль аль-Хайдари: Да, я уже отвечал на этот вопрос. Я сказал, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) если бы не разъяснил эту истину ранее, тогда можно было бы сказать, что он не выполнил должным образом указание Аллаха. Но он хотел лишь подчеркнуть важнейшие моменты шариата.

Ведущий: Это бы защитило умму от заблуждений. Большое спасибо, господин айатолла сеййид Камаль аль-Хайдари. Спасибо также всем братьями и сестрам. До встречи на следующей неделе. Мы встретимся с вами и с господином айатоллой сеййидом Камалем аль-Хайдари в воскресенье в передаче «Исследование Махди». До свидания, ас-саляму алейкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.

1 Адиль - человек, свидетельство которого признается действительным на основании его личных положительных качеств.
TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 19.01.15 08:08 | Просмотров : 2252

Рекомендуем
ГЛАВНАЯНОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
© 2020 Все права защищены Доводы.ру. При использовании материалов сайта, ссылка на www.dovodi.ru обязательна. Рейтинг@Mail.ru