НОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
     
Ахл аль Бейт (а.с.)Аллах в книгах суннитовПророк Мухаммад (саас)Али Ибн Абу Талиб (а.с.)Аяты об Али (мир ему!)Али (мир ему!) в ахиратеПредсказания о Али (а.с.)Знания имама Али (а.с.)Фатима аз-Захра (а.с.)Хасан Ибн Али (а.с.)Хусейн Ибн Али (а.с.)Имам Махди (а)Шииты в Коране и суннеНеобычные фетвыНаши противникиВопросы фикхаКто такие сподвижники?Анализ хадисовОпровержениеИскаженность КоранаВопросы без ответаИз шиитских книг
Ответы на сомнения Заключал ли Умар союз с имамом Али (мир ему!) в Гадире Хуме?
Присягнул ли Умар Ибн аль Хаттаб Али Ибн Абу Талибу (мир ему!) в день Гадир Хума?

Скачать статью в формате PDF можно по ссылке: https://dovodi.ru/old/down/o-129.html

 

Заключал ли Умар союз с имамом Али (мир ему!) в Гадире Хуме? [1]

После того, как Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) объявил  о руководстве Али после себя, он приказал всем присутствующим присягнуть имаму и поздравить его с избранием на этот пост.

Согласно общепризнанным суннитским источникам, один из тех, кто подошел к имаму и поздравил его с наместничеством, был Умар. Этот факт и то, что после нескольких дней заключения союза с Али, Умар забыл об этом, зафиксировал у себя известный ученый шестого века по лунной хиджре Газали. Он пишет:

واجمع الجماهير على متن الحديث من خطبته في يوم عيد يزحم باتفاق الجميع وهو يقول: « من كنت مولاه فعلي مولاه » فقال عمر بخ بخ يا أبا الحسن لقد أصبحت مولاي ومولى كل مولى فهذا تسليم ورضى وتحكيم ثم بعد هذا غلب الهوى تحب الرياسة وحمل عمود الخلافة وعقود النبوة وخفقان الهوى في قعقعة الرايات واشتباك ازدحام الخيول وفتح الأمصار وسقاهم كأس الهوى فعادوا إلى الخلاف الأول: فنبذوه وراء ظهورهم واشتروا به ثمناً قليلا

«Одна из проповедей пророка (да благословит Аллах его и приветствует!), содержание которой подтверждается всеми мусульманами – это его проповедь в Гадире Хуме. Пророк сказал: «Кому я – повелитель, тому и Али – повелитель». Затем Умар произнес: «Поздравляю тебя, О Абул Хасан, с тем, что стал повелителем каждого правоверного мужчины и правоверной женщины!». Слова Умара означали, что он согласен с назначением Пророка и то, что доволен избранием Али на руководство Уммой. Несмотря на это, Умар ввиду своего неудержимого желания заполучить власть, впоследствии захватывает её. Собрав войска, и подчинив себе новые земли, он добился раскола в Умме и поверг ее в прежние времена Эпохи Невежества. В нем олицетворялся  аят: «Но они бросили его за свои спины и продали его за ничтожную цену». («Семейство Имрана», аят  187. Аль Газали, Абу Хамед Мухаммад ибн Мухаммад, «Сиррул аламин ва кашф ма фид-дарайн», том 1, стр. 18, раздел «О халифате и государстве», комментирование Мухаммада ибн Хасанаибн  Мухаммада ибн Хасана Исмаила и Ахмада Фарида аль Мазиди, издатель: «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, Ливан, издание первое, 1424 по лунной хиджре – что соответствует 2003 г. - https://dovodi.ru/old/article/a-826.html)

Существует много суннитских источников подтверждающих слова Газали, но для краткости приведем два предания, подвергнув его передатчиков разбору и анализу.

Первый хадис: хадис Барра ибн Азиба

Ахмад ибн Ханбал и многие другие компетентные ученые передают рассказ о заключении Умаром союза с Али таким образом:

حدثنا عبد اللَّهِ حدثني أبي ثنا عَفَّانُ ثنا حَمَّادُ بن سَلَمَةَ أنا عَلِىُّ بن زَيْدٍ عن عَدِىِّ بن ثَابِتٍ (وأبي هارون العبدي) عَنِ الْبَرَاءِ بن عَازِبٍ قال كنا مع رسول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم في سَفَرٍ فَنَزَلْنَا بِغَدِيرِ خُمٍّ فنودي فِينَا الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ وَكُسِحَ لِرَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم تَحْتَ شَجَرَتَيْنِ فَصَلَّى الظُّهْرَ وَأَخَذَ بِيَدِ علي رضي الله عنه فقال أَلَسْتُمْ تَعْلَمُونَ انى أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ من أَنْفُسِهِمْ قالوا بَلَى قال أَلَسْتُمْ تَعْلَمُونَ انى أَوْلَى بِكُلِّ مُؤْمِنٍ من نَفْسِهِ قالوا بَلَى قال فَأَخَذَ بِيَدِ عَلِىٍّ فقال من كنت مَوْلاَهُ فعلي مَوْلاَهُ اللهم وَالِ من ولاه وَعَادِ من عَادَاهُ قال فَلَقِيَهُ عُمَرُ بَعْدَ ذلك فقال له هنياء يا بن أبي طَالِبٍ أَصْبَحْتَ وَأَمْسَيْتَ مولى كل مُؤْمِنٍ وَمُؤْمِنَةٍ

«От Абдуллы, от Аби Сана Аффана Сана Хаммада ибн Салямы, от Али ибн Зейда, от Удай ибн Сабита (от моего отца Харуна аль Абди), от Барра ибн Азиба приводится, что: «Мы сопровождали Посланника Аллаха (да благославит Аллах его и приветствует!) и остановились в местечке Гадир Хум. Был отдан приказ о совершении общей молитвы. Для пророка подготовили место, и подмели под двумя деревьями. Исполнив обеденную молитву, он взял руку Али и сказал: «Разве вы не знаете, что я имею больше полномочий над каждым из правоверных, нежели он сам?» Все подтвердили: «Да знаем». Тогда он поднял руку Али и объявил: «Кому я – повелитель, тому и Али – повелитель. Господи! Возлюби того, кто любит его, и враждуй с тем, кто враждует с ним!» Умар сказал Али: «Поздравляю тебя, О, сын Абу Талиба, с тем, что стал повелителем каждого правоверного мужчины и правоверной женщины!». (Аш-шейбани, Ахмад ибн Ханбал (год смерти – 241 по лунной хиджре, «Маснад ибн Ханбал», том 4, стр. 281, хадис 18502, издатель: «Муассаса Куртуба», Египет. - https://dovodi.ru/old/article/a-206.html

Ахмад Ибн Ханбал, «Фадаиль  ас-сахаба либн ханбал», том 2, стр. 596, хадис 1016, а также том 2, стр. 610, хадис 1042, комментирование Д. Васийюлла Мухаммада Аббаса, издатель: «Муассасат ар-рисала», Бейрут, издание первое, год издания – 1403 л.х., что соответствует 1983 г по григорианскому летоисчислению.

Ибн Аби Шейба аль Куфи, Абу Бакр Абдулла ибн Мухаммад (год смерти – 235 г.л.х), «Аль Мусаннаф филь ахадис валь асар», том 6, стр. 372, хадис 32118, комментирование Камиля Юсуфа аль Хута, , издатель: «Мактабат ар-рушд», Эр-рийяд,  издание первое, год издания – 1409 л.х. - https://dovodi.ru/old/article/a-293.html

Аль Аджури, Аби Бакр Мухаммад ибн Хусайн (год смерти – 360 г.л.х), «Аш-шариа», том 4, стр. 2051, комментирование д. Абдуллы ибн Умара ибн Сулеймана Ад-джумайджи, изд-во «Дар аль ватан», Эр-рийяд, Саудовская Аравия, издание второе – 1420 л.х., 1999 г.

Аш-шаджари аль Джурджани, Муршид билла Яхъя ибн аль Хусайн, ибн Исмаил аль Хасани (год смерти – 499 г.л.х), «Амали», книга известна под названием «Амали аль хамисийя», том 1, стр. 190, комментирование Мухаммад ибн Хасана Исмаила, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания – 1422 л.х., 2001 г.

Ибн Асакир Ад-дамишки аш-шафеи, Абиль Касим Али ибн Хасан ибн Хебатулла ибн Абдулла (год смерти – 571 г.л.х), «Тарих мадинат ад-дамишк», том 42, стр. 221, комментирование Мухиббуддина Аби Саида Умара ибн Гарама аль Амри, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут.

Ат-табари, Абу Джафар Мухиббуддин Ахмад ибн Абдулла ибн Мухаммад (год смерти – 694 г.л.х), «Захаир аль укба фи манакиб завиль курба», том 1, стр. 67, изд-во «Дар аль кутуб аль мисрийя», Египет.

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Тарих аль ислам ва вафият аль машахир валь а’лам», том 3, стр. 632, комментирование д. Умара Абдус-салама Тадмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания – 1407 л.х., 1987 г.

Ибн Касир Ад-дамишки, Исмаил ибн Умар Абул Фида аль Караши (год смерти – 774 г.л.х), «Аль Бидая ван-нихая», том 7, стр. 350, изд-во «Мактабат аль маариф», Бейрут.

Ас-Суюти, Джалалуддин Абдур-рахман ибн аби Бакр (год смерти –911 г.л.х), «Аль хави филь фикх ва улум ...», том 1, стр. 78, комментирование Абдуллатифа Хасана Абдур-рахмана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания – 1421 л.х., 2000 г.) 

Мулла Али Кари, пересказывая и комментируя данный хадис, говорит:

 رواه أحمد أي في مسنده، وأقل مرتبته أن يكون حسنا فلا التفات لمن قدح في ثبوت هذا الحديث

 «Это предание Ахмад ибн Ханбал приводит в «Муснаде», следовательно, оно имеет право как минимум называться - «хасан» (хороший хадис). Поэтому попытки ослабить его можно не принимать во внимание». (Мулла Али аль Кари, Нуруддин абул Хасан Али ибн Султан Мухаммад Аль Харви (год смерти –1014 г.л.х), «Миркат аль мафатих шарх мишкат аль масабих», том 11, стр. 78, комментирование Джамала Айтани, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания – 1422 л.х., 2001 г. - https://dovodi.ru/old/article/a-827.html)

Анализ подлинности первого  хадиса

Аффан ибн Муслим ибн Абдалла аль Бахили (219 г. по лун. хиджре) – является рассказчиком хадисов приведенных в Сахих Бухари, Муслиме, Абу Дауде, Ат-тирмизи, Сунане Нисаи и Ибн Маджа.

Хаммад ибн Салама (167 г. по лун. хиджре) – является рассказчиком хадисов приведенных в Сахих Бухари (подлежит рассмотрению), Муслиме, Абу Дауде, Ат-тирмизи, Сунане Нисаи и Ибн Маджа.

Али ибн Зайд ибн Джад’ан (131 г. по лун. хиджре) – является рассказчиком хадисов приведенных в Сахих Муслиме, Бухари (Адаб аль муфрад) и других шести «Сахихов».

Удай ибн Сабит (116 г. по лун. хиджре) – является рассказчиком хадисов приведенных в Сахих Муслиме, Бухари, Абу Дауде, Ат-тирмизи, Сунане Нисаи и Ибн Маджа.

Аби Харун аль Абди (134 г. по лун. хиджре) – является рассказчиком хадисов приведенных в Сахихе Бухари, , Ат-тирмизи и Ибн Маджа.

Согласно критериям, описанным в науке «Риджал» (анализ передатчиков хадиса) у суннитов, все передатчики без исключения, от которых приведены хадисы в Сахихе Бухари и Муслиме, обладают компетентностью. Ибн Хаджар Аскалани в «Фатх аль бари» пишет следующее:

وقد نقل بن دقيق العيد عن بن المفضل وكان شيخ والده انه كان يقول فيمن خرج له في الصحيحين هذا جاز القنطرة

«Ибн Дакик аль Иид от Ибн Муфаддал передает: «Передатчики хадисов Сахиха Бухари несомненно являются надежными людьми». (Аль Аскалани Аш-шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хиджр Абул Фадл (год смерти – 852 г.л.х), «Фатх аль бари шарх Сахих аль Бухари, том 13, стр. 457, комментирование Мухиббуддина аль Хатиба, изд-во «Дар аль ма’рифа», Бейрут. - http://islamport.com/w/srh/Web/2747/7722.htm или http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=13690&idto=13697&bk_no=52&ID=4060 )

Ибн Таймийя Харрани говорит:

ولكن جمهور متون الصحيحين متفق عليها بين أئمة الحديث تلقوها بالقبول وأجمعوا عليها وهم يعلمون علما قطعيا أن النبى قالها

«Содержание книг Сахиха Бухари и Муслима общепризнаны в среде хадисоведов, относительно этих книг существует согласие ученых. Они подтверждают тот факт, что хадисы в этих книгах – передаются непосредственно от Пророка». (Аль Харрани, Ахмад ибн Абдул Халим ибн Таймийя абул Аббас (год смерти – 728 г.л.х), «Каида джалила фит-тавассуль валь васила, том 1, стр. 87, изд-во «Аль мактаб аль ислами», комментирование Зухайра Аш-шавиша, Бейрут, год издания – 1390 л.х., 1970 г. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=22&ID=81 или http://islamport.com/d/2/ftw/1/30/2392.html )

Подтверждение достоверности посредством Албани

Итак, мы рассмотрим подлинность хадиса Ибн Маджи Казвини (переданного Хаммадом ибн Саламой вплоть до Ибн Азиба) в котором передается о Гадир Хуме. Так, Мухаммад Насируддин Албани подтвердил подлинность цепочки передатчиков данного хадиса в книге ас силсила ас сахиха. (Ибн Маджа аль Казвини, Мухаммад ибн Язид (год смерти – 275 г.л.х), Сунан ибн Маджа, том 1, стр. 43, хадис 116, «Раздел о достоинствах Али ибн аби Талиба(да будет доволен им Аллах!)», комментирование Мухаммада Фуада Абдул Баки, изд-во «Дарул фикр», Бейрут.  - https://dovodi.ru/old/article/a-208.html

 

Также: Албани, Мухаммад Насер, «Сахих ибн Маджа», том 1, стр. 26, хадис 113, (издано) в согласии с программой «Аль мактаба аш-шамиля».

[1] Аль Алуси аль Багдади аль Ханафи, Абул Фадл Шихабуддин Ассайед Махмуд ибн Абдулла (год смерти – 1270 г.л.х), «Рух аль маани фи тафсир аль куран аль азим вас-саб’ил масани», том 6, стр. 194, изд-во «Дар ихъя ат-турас аль араби», Бейрут. - https://dovodi.ru/old/article/a-211.html )

 

Поэтому безосновательны утверждения некоторых суннитских ученых сказавших, что:

وهذا ضعيف فقد نصوا أن على بن زيد وأبا هرون وموسى ضعفاء لايعتمد على روايتهم وفى السند أيضا أبو إسحق وهو شيعى مردود الرواية

«Данный хадис – слабый и недостоверный. Ибо, передатчики Али ибн Зайд и Аби Харун и Муса – слабые передатчики, которым нельзя доверять. Также в цепочке хадиса присутствует Абу Исхак, который является шиитом, а это означает, что хадис – «мардуд», отклоняемый». (Аль Алуси аль Багдади аль Ханафи, Абул Фадл Шихабуддин Ассайед Махмуд ибн Абдулла (год смерти – 1270 г.л.х), «Рух аль маани фи тафсир аль куран аль азим вас-саб’ил масани», том 6, стр. 194, изд-во «Дар ихъя ат-турас аль араби», Бейрут.). Ибо, в противном случае, придется признать недостоверными очень многих передатчиков суннитских хадисов существующих в Сахихах.

Искажение предания посредством Ибн Маджой и Абдур-раззаком

Ибн Касир Ад-дамишки Салафи передает рассматриваемый хадис таким образом:

وقال عبد الرزاق: أنا معمر عن علي بن زيد بن جدعان، عن عدي بن ثابت، عن البراء بن عازب قال: خرجنا مع رسول الله حتى نزلنا غدير خم بعث مناديا ينادي، فلما اجتمعا قال: " ألست أولى بكم من أنفسكم؟ قلنا: بلى يا رسول الله ! قال: ألست أولى بكم من أمهاتكم؟ قلنا: بلى يا رسول الله قال: ألست أولى بكم من آبائكم؟ قلنا: بلى يا رسول الله ! قال: ألست ألست ألست؟ قلنا: بلى يا رسول الله قال: من كنت مولاه فعلي مولاه اللهم وال من والاه وعاد من عاداه " فقال عمر بن الخطاب: هنيئا لك يا ابن أبي طالب أصبحت اليوم ولي كل مؤمن.
وكذا رواه ابن ماجة من حديث حماد بن سلمة عن علي بن زيد وأبي هارون العبدي عن عدي بن ثابت عن البراء به. وهكذا رواه موسى بن عثمان الحضرمي عن أبي إسحاق عن البراء به. وقد روي هذا الحديث عن سعد وطلحة بن عبيد الله وجابر بن عبد الله وله طرق عنه وأبي سعيد الخدري وحبشي بن جنادة وجرير بن عبد الله وعمر بن الخطاب وأبي هريرة

«Абдур-раззак сказал: «От Муаммара ибн Али ибн Зайда ибн Джад’ана, от Удай ибн Сабита, от Барра ибн Азиба, что тот сказал: «Мы сопровождали пророка, пока не остановились в местечке, называемом Гадир Хум, где он приказал всем собраться. Он обратился к людям и произнес: «Разве я не имею больше полномочий над каждым из правоверных, нежели они сами? Все подтвердили: «Да это так».

«Разве я не имею больше полномочий над каждым из вас, нежели их матери?» - спросил вновь он.

«Да это так, о, Посланник Аллаха!» - сказали все.

«Разве я не имею больше полномочий над каждым из вас, нежели их отцы?» Пророк перечислял дальше: «Разве, разве, разве?», и каждый раз слышал в ответ подтверждение. Тогда, он поднял руку Али и объявил: «Кому я – повелитель, тому и Али – повелитель. Господи! Возлюби того, кто любит его, и враждуй с тем, кто враждует с ним!» К Али подошел Умар и сказал ему: «Поздравляю тебя, О, сын Абу Талиба, с тем, что стал повелителем  всех правоверных!». 

Этот хадис также приводит Ибн Маджа от Хаммада ибн Саламы, от Али ибн Зайда, от Аба Харуна Абди, от Удай ибн Сабита и он в свою очередь от Барра ибн Азиба. Также Муса ибн Усман Хазрами передает подобный хадис от Аби Исхака,а он от Барра. Саад ибн аби Ваккас от Талхи ибн Убайдуллы, от Джабир ибн Абдуллы приводит такой же хадис. Аби Саид Хидри, Хабаши ибн Джанада, Джарир ибн Абдулла, Умар ибн Хаттаб, рассказывают этот хадис от Аби Хурайры. (Ибн Касир Ад-дамишки, Исмаил ибн Умар Абул Фида аль Караши (год смерти – 774 г.л.х), «Аль Бидая ван-нихая», том 7, стр. 350, изд-во «Мактабат аль маариф», Бейрут.)

Джалалуддин Суюти приводит это предание, ссылаясь на Ибн Маджа:

 

كنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في سفر فنزلنا بغدير خم فنودي فينا الصلاة جامعة فصلى الظهر وأخذ بيد علي فقال : ألم تعلموا أني أولى بالمؤمنين من أنفسهم ؟ قالوا : بلى ، فأخذ بيد علي فقال : اللهم من كنت مولاه فعلي مولاه ، اللهم وال من والاه ، وعاد من عاداه ، قال فلقيه عمر بعد ذلك فقال له : هنيئا لك يا ابن أبي طالب أصبحت وأمسيت مولى كل مؤمن ومؤمنة

«Мы сопровождали Посланника Аллаха (да благославит Аллах его и приветствует!) и остановились в местечке Гадир Хум. Был отдан приказ о совершении общей молитвы. Исполнив обеденную молитву, он взял руку Али и сказал: «Разве вы не знаете что я владею верующими больше чем они сами собой? Ответили: Да, конечно! Тогда посланник Аллаха (с) взял руку Али и сказал: этот покровитель каждого кому я покровитель. О Аллах! Люби каждого кто любит его, и веди вражду с каждым кто ведет с ним вражду» После этого Умар встретил Али и сказал: «Поздравляю тебя, О, сын Абу Талиба, с тем, что стал повелителем  каждого правоверного мужчины и женщины!». (Ас-Суюти, Джалалуддин Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти – 911 г.л.х), «Аль хави филь фикх ва улум…», том 1, стр. 78, комментирование Абдуллатифа Хасана Абдур-рахмана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания – 1421 л.х., 2000 г. - https://dovodi.ru/old/article/a-285.html )

 

Однако, к сожалению, в существующих на сегодняшний день версиях Сунана Ибн Маджа отсутствует последнее предложение хадиса, где Умар поздравляет Али с наместничеством. (Ибн Маджа аль Казвини, Мухаммад ибн Язид (год смерти – 275 г.л.х), «Сунан ибн Маджа», том 1, стр. 43, хадис 116, «Раздел о достоинствах Али ибн Аби Талиба(да будет доволен им Аллах!)», комментирование Мухаммад Фуада Абдул Баки, изд-во «Дарул фикр», Бейрут. - https://dovodi.ru/old/article/a-208.html )

Историк Захаби упоминая данный хадис, пишет:

ورواه عبد الرزاق، عن معمر، عن علي بن زيد

 «Этот хадис передал Абдур Раззак от Мамара, который передал от Али Ибн Зуйда».

Но хадис не был обнаружен в книге Абдур-раззака «Мусаннаф». Но, вполне вероятно, что Абдур-раззак привел этот хадис в другой своей книге, хотя Захаби и Ибн Касир по каким-то причинам не имели к ней доступа.

 

Второе предание от Абу Хурайры

Хатиб Багдади в своем переводе книги Хабшуна ибн Мусы, пишет:

أنبأنا عبد الله بن علي بن محمد بن بشران أنبأنا علي بن عمر الحافظ حدثنا أبو نصر حبشون بن موسى بن أيوب الخلال حدثنا علي بن سعيد الرملي حدثنا ضمرة بن ربيعة القرشي عن بن شوذب عن مطر الوراق عن شهر بن حوشب عن أبي هريرة قال:
من صام يوم ثمان عشرة من ذي الحجة كتب له صيام ستين شهرا وهو يوم غدير خم لما أخذ النبي صلى الله عليه وسلم بيد علي بن أبي طالب فقال ألست ولي المؤمنين قالوا بلى يا رسول الله قال من كنت مولاه فعلي مولاه.
فقال عمر بن الخطاب بخ بخ لك يا بن أبي طالب أصبحت مولاي ومولى كل مسلم فأنزل الله اليوم أكملت لكم دينكم.
اشتهر هذا الحديث من رواية حبشون وكان يقال إنه تفرد به وقد تابعه عليه أحمد بن عبد الله بن النيري فرواه عن علي بن سعيد أخبرنيه الأزهري حدثنا محمد بن عبد الله بن أخي ميمي حدثنا أحمد بن عبد الله بن أحمد بن العباس بن سالم بن مهران المعروف بابن النيري إملاء حدثنا علي بن سعيد الشامي حدثنا ضمرة بن ربيعة عن بن شوذب عن مطر عن شهر بن حوشب عن أبي هريرة قال من صام يوم ثمانية عشر من ذي الحجة وذكر مثل ما تقدم أو نحوه.
ومن صام يوم سبعة وعشرين من رجب كتب له صيام ستين شهرا وهو أول يوم نزل جبريل عليه السلام على محمد صلى الله عليه وسلم بالرسالة

«Абдулла ибн Али ибн Мухаммад ибн Башран передал от Али ибн Умара аль Хафиза, от Абу Насра Хабшуна ибн Мусы ибн Халлала, от Али ибн Саида Ар-рамли, от Зумрат ибн Рабиа аль Караши, от Ибн Шаузаба, от Матара аль Варрака, от Шахр ибн Хушаба, от Аби Хурайры, что он сказал: «Тот, кто будет соблюдать пост восемнадцатого числа месяца зулхиджы (месяц в котором совершается хадж) – будет награжден (в потустороннем мире) так как будто он постился шестьдесят месяцев. Ибо, это в этот день в  Гадире Хуме пророк (да благословит Аллах его и приветствует!) взял руку Али и сказал: ««Разве я не имею больше полномочий над правоверными, нежели они сами? Все подтвердили: «Да это так». Пророк объявил: «Кому я – повелитель, тому и Али – повелитель». 

После этого Умар сказал Али: «Поздравляю тебя, О, сын Абу Талиба, с тем, что стал моим повелителем и повелителем каждого мусульманина!». Впоследствии был ниспослан аят: «Сегодня я завершил для вас вашу религию» (Сура Трапеза, аят 3).

Данный хадис известен как хадис Хабшуна, ибо передается лишь им одним. Однако такой же хадис приводит  Ахмад ибн Абдулла ибн Нири, от Али ибн Саида, от Аль Азхари, от  Мухаммада ибн Абдуллы ибн Ахи Мими, от Ахмад ибн Абдуллы ибн Аббаса ибн Салима ибн Михрана известного под псевдонимом - Ан-нири, от Али ибн Саида Аш-шами, от Зумрат ибн Рабиа, от Ибн Шаузаба, от Матара аль Варрака, от Шахра ибн Хушаба, от Аби Хурайры, что он сказал: «Тот, кто будет соблюдать пост восемнадцатого числа месяца зулхиджы»… и так до конца хадиса. И кто будет соблюдать пост двадцать восьмого числа месяца раджаба, когда Джебраил впервые принес послание пророку и возвестил его о пророчестве, будет награжден (в потустороннем мире) так как будто он постился шестьдесят месяцев». (Хатиб Багдади, Ахмад ибн Али ибн Абу Бакр, (год смерти – 463 г.л.х), «Тарих Багдад», том 8, стр. 289, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут.  - https://dovodi.ru/old/article/a-828.html )

Такой же хадис трижды приводится Аш-шаджари аль Джурджани (год смерти – 499 по лунной хиджре) в книге Амали с точно такой же цепочкой передатчиков, также Ибн Асакир ссылается на него в книге «Тарих мадинат ад-дамишк». (Аш-шаджари аль Джурджани, Муршид билла Яхъя ибн аль Хусайни ибн Исмаил аль Хасани (год смерти – 499 г.л.х), «Амали», известная под названием «Амали аль хамисийя, том 1, стр. 192, том 1, стр. 343, а также том 2, стр. 102,  комментирование Мухаммада Хасана Исмаила, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут,  Ливан, издание первое, год издания – 1422 л.х., 2001 г. Ибн Асакир Ад-дамишки аш-шафеи, Абиль Касим Али ибн Хасан ибн Хебатулла ибн Абдулла (год смерти – 571 г.л.х), «Тарих мадинат ад-дамишк», том 42, стр. 233, комментирование Мухиббуддина Аби Саида Умара ибн Гарама аль Амри, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, 1995 г.)

 

Анализ передатчиков хадиса

Абдулла ибн Али ибн Мухаммад ибн Башран

Он является наставником Хатиба Багдади и обладает компетентностью. Захаби так отзывается о нем:

عبد الله بن عليّ بن محمد بن عبد الله بن بشران البغدادي الشاهد... قال الخطيب: كان سماعه صحيحاً. وتوفي في شوال

«Абдулла ибн Али ибн Мухаммад ибн Башран Аш-шахед … Хатиб пишет о нем: «Он передавал услышанное должным образом. Умер в шаввале». (Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Тарих аль ислам ва вафият аль машахир валь а’лам», том 29, стр. 264, комментирование д. Умара Абдус-салама Тадмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания – 1407 л.х., 1987 г. Багдади Хатиб, Ахмад ибн Али ибн Абу Бакр, (год смерти – 463 г.л.х), «Тарих Багдад», том 10, стр. 14, хадис 5130, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя, Бейрут. - http://islamport.com/w/tkh/Web/3534/14229.htm )

Али ибн Умар аль Хафиз

Захаби упоминает о нем так:

قال أبو بكر الخطيب كان الدارقطني فريد عصره وقريع دهره ونسيج وحده وامام وقته انتهى اليه علو الاثر والمعرفة بعلل الحديث واسماء الرجال مع الصدق والثقة وصحة الإعتقاد والاضطلاع من علوم سوى الحديث منها القراءات

«Абу Бакр аль Хатиб рассказывает, что Дар аль Кутни (Али ибн Умар) автор Сунана был ярким ученым своего времени, подобного ему не было. Он был – имамом своего времени. С его именем связывают познание «асбаб аль хадис» (т.е. причин истории появления хадиса) и его передатчиков. Он обладал такими качествами как честность, надежность и правоверность. Также был знатоком в других науках, таких как «кираат» (особенности разночтения Корана).  (Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Сийар а’лам ан-нубала», том 16, стр. 452, комментирование Шуайба Аль Арнаута и Мухаммада Наима Аль Арксуси, изд-во «Муассасат ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания – 1413 л.х. - http://islamport.com/w/trj/Web/2129/9120.htm )

Абу Наср Хабшун ибн Муса ибн Айюб аль Халлал

Захаби пишет:

حبشون بن موسى بن أيوب الشيخ أبو نصر البغدادي الخلال... وكان أحد الثقات

«Хабшун ибн Муса был одним из надежных рассказчиков хадиса». (Предыдущий источник, том 15, стр. 317. - http://islamport.com/w/trj/Web/2129/8402.htm )

Хатиб Багдади говорит о нем:

وكان ثقة يسكن باب البصرة

 «Он был одним из надежных рассказчиков хадиса. Жил в Басре». (Багдади Хатиб, Ахмад ибн Али ибн Абу Бакр, (год смерти – 463 г.л.х), «Тарих Багдад», том 8, стр. 289, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя, Бейрут. - http://islamport.com/w/trj/Web/2960/3216.htm )

Также после передачи хадиса о ниспослании аята «Икмал» («Трапеза», аят 3), говорит:

الأزهري أنبأنا علي بن عمر الحافظ قال حبشون بن موسى بن أيوب الخلال صدوق....

«Азхари передает, что Али ибн Умар аль Хафиз рассказывает о Хабшуне ибн Муса ибн Айюбе аль Халлале как о правдивом человеке». (Предыдущий источник: том 8, стр. 289. - http://islamport.com/w/trj/Web/2960/3216.htm )

Али ибн Саид Ар-рамли

Захаби:

علي بن أبي حملة شيخ ضمرة بن ربيعة ما علمت به بأسا ولا رأيت أحدا الآن تكلم فيه وهو صالح الأمر ولم يخرج له أحد من أصحاب الكتب الستة مع ثقته

«Али ибн Хамла – вождь племени Зумрат ибн Рабиа. Я не могу сказать о нем ничего дурного, также как и другие. Он – благочестивый человек. Но, несмотря на то, что он является надежным передатчиком, ни в одном из «Сахихах» не приводится от него хадисов». (Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Мизан аль и’тидал фи накд ар-риджал», том 5, стр. 153-154, комментирование шейха Али Мухаммада Муаввада и шейха Адиля Ахмада Абдул Мауджуда, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя, Бейрут, год издания – 1995 г. - http://islamport.com/d/1/trj/1/211/4509.html - №5833 )

О нем пишут:

وإذا كان ثقة ولم يتكلم فيه أحد فكيف نذكره في الضعفاء

«Если он - надежный передатчик и о нем нет плохих отзывов, то почему его имя упоминается в числе слабых?» ( Аль Аскалани Аш-шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хиджр Абул Фадл (год смерти – 852 г.л.х), «Лисан аль мизан», том 4, стр. 227, комментирование «Даират аль маариф ан-низамийя, Индия», изд-во «Муассаса аль А’лами лиль матбуат», Бейрут, издание третье, год издания – 1406 л.х., 1986 г. - http://islamport.com/w/trj/Web/2979/1677.htm ).

 

Зумрат ибн Рабиа аль Караши

Захаби:


ضمرة بن ربيعة. الإمام الحافظ القدوة محدث فلسطين أبو عبد الله الرملي...
روى عبد الله بن أحمد بن حنبل عن أبيه قال ضمرة رجل صالح صالح الحديث من الثقات المأمونين لم يكن بالشام رجل يشبهه هو أحب إلينا من بقية بقية كان لا يبالي عمن حدث وقال ابن معين والنسائي ثقة.
وقال أبو حاتم صالح قال آدم بن أبي إياس ما رأيت أحدا أعقل لما يخرج من رأسه من ضمرة 
وقال ابن سعد كان ثقة مأمونا خيرا لم يكن هناك أفضل منه ثم قال مات في أول رمضان سنة اثنتين ومئتين .
وقال أبو سعيد بن يونس كان فقيههم في زمانه مات في رمضان سنة اثنتين ومئتين

«Замрут ибн Рабиа – имам, хафиз (знающий на память Коран), руководитель, знаток хадисов в Палестине. Абдулла ибн Ахмад ибн Ханбал передает от своего отца: «Он был человеком благочестивым. В передаче хадисов - благонадежный. В Шаме нельзя было отыскать человека ему подобного. Я любил его более других передатчиков за его внимательность в передачи хадисов. Ибн Муин и Нисаи пишут: «Зумрат ибн Рабиа – надежный рассказчик хадисов». Абу Хатам: «Он благочестивый человек». Адам ибн Ийяс: «Я не встречал более сведущего и умного, чем он». Ибн Саад говорит: «Он был хорошим и надежным человеком. Здесь он не имеет себе равных. Умер в начале месяца рамадана в 202 году по лунной хиджре». Абу Саид ибн Юнес пишет: «Он был самым лучшим факихом (богословом) своего времени, умер в месяце Рамадане в 202 году». (Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Сийар а’лам ан-нубала», том 9, стр. 325-327, комментирование Шуайба Аль Арнаута и Мухаммада Наима Аль Арксуси, изд-во «Муассасат ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания – 1413 л.х. - http://islamport.com/w/trj/Web/2129/4773.htm )

 

Абдулла ибн Шаузаб

О нем пишут:

عبد الله بن شوذب. البلخي ثم البصري الإمام العالم أبو عبد الرحمن نزيل بيت المقدس... وثقه أحمد بن حنبل وغيره. قال أبو عمير بن النحاس حدثنا كثير بن الوليد قال كنت إذا رأيت ابن شوذب ذكرت الملائكة. قال أبو عامر العقدي سمعت الثوري يقول كان ابن شوذب عندنا ونحن نعده من ثقات مشايخنا وقال يحيى بن معين كان ثقة

«Абдулла был имамом, ученым». Ахмад ибн Ханбал и другие также указывают на его компетентность. Абу Умейр Нухас говорит, что Касир ибн Валид говорит: «При виде Абдулла ибн Шаузаба я вспоминаю об ангелах». Абу Амер Акди говорит: «Я слышал от Сури, что он сказал: «Он был с нами, мы считали его надежным передатчиком хадиса.» Яхъя ибн Муин также сказал, что он – компетентен. (Предыдущий источник: том 7, стр. 92. - http://islamport.com/w/trj/Web/2129/3528.htm )

Ибн Хаджар Аскалани говорит, что:

عبد الله بن شوذب الخراساني أبو عبد الرحمن سكن البصرة ثم الشام صدوق عابد من السابعة

«Абдулла ибн Шаузаб аль Хорасани жил в Басре, затем переехал в Шам. Он был правдивым и богобоязненным человеком. Принадлежит к седьмой группе передатчиков хадиса». (В соответствии с существующим списком в книгах о хадисоведении передатчики классифицируются на группы, в зависимости от времени, в котором они жили - примеч. переводчика). (Ибн Хаджар Аскалани (умер 852 г.х.), Такриб ат Тахзиб, том 1, стр. 3386, номер: 3387, исследование: Мухаммад Авама, изд-во: дару рашид, Сирия, первое издание, 1986- 1406. - http://islamport.com/d/1/trj/1/132/2869.html )

 

 Матар аль Варрак

О котором Захаби пишет:

مطر الوراق. الإمام الزاهد الصادق أبو رجاء بن طهمان الخراساني نزيل البصرة مولى علباء بن أحمر اليشكري كان من العلماء العاملين وكان يكتب المصاحف ويتقن ذلك

«Он – имам, богобоязненный и правдивый человек. Его конья - Абу Раджа Тахман аль Хорасани. Из Хорасана он переселился в Басру. Будучи достойнейшим ученом,  он переписывал Коран (занимался каллиграфией, переписывая коранические стихи), и делал это весьма хорошо». (Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Сийар а’лам ан-нубала», том 5, стр. 452, комментирование Шуайба Аль Арнаута и Мухаммада Наима Аль Арксуси, изд-во «Муассасат ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания – 1413 л.х. - http://islamport.com/w/trj/Web/2129/2986.htm )

 

В другой своей книге он характеризирует его так:

فمطر من رجال مسلم حسن الحديث

«Матар – один из передатчиков хадисов «Сахиха» Муслима. Благонадежный».  (Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Мизан аль и’тидал фи накд ар-риджал», том 5, стр. 153-154, комментирование шейха Али Мухаммада Муаввада и шейха Адиля Ахмада Абдул Мауджуда, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя, Бейрут, год издания – 1995 г. - http://islamport.com/w/trj/Web/1240/2166.htm )

 Шахр ибн Хаушаб

Он из числа передатчиков хадисов «Сахиха» Муслима, в компетентности Ибн Хаушаба нет сомнения, Захаби в своей книге «Тарих аль Ислам» говорит о нем:

قال حرب الكرماني: قلت لأحمد بن حنبل: شهر بن حوشب، فوثقه وقال: ما أحسن حديثه. وقال حنبل: سمعت أبا عبد الله يقول: شهر ليس به بأس. قال الترمذي: قال محمد يعني البخاري: شهر حسن الحديث، وقوى أمره


«Харб аль Кирмани спросил у Ахмад ибн Ханбала о Ибн Хаушабе, тот подтвердил его благонадежность, сказав: «Его хадисы - достоверные». На что Ибн Ханбал сказал: «Я слышал, что Абдулла неплохо отзывается о нем». Тирмизи приводит от Мухаммада (Бухари): «Его хадисы – достоверные,  деяния – добрые». (
Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдалла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти – 748 г.л.х), «Тарих аль ислам ва вафият аль машахир валь аълам», том 6, стр. 387, комментирование д. Умара Абдус-салама Тадмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания – 1407 л.х., 1987 г. - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?indexstartno=0&hflag=&pid=445089&bk_no=936&startno=2 или http://islamport.com/w/tkh/Web/3534/3080.htm )

Тирмизи в книге «Сунан» пишет после приведения хадиса, среди передатчиков которого Ибн Хаушаб, что:

وَسَأَلْتُ مُحَمَّدَ بن إسماعيل عن شَهْرِ بن حَوْشَبٍ فَوَثَّقَهُ وقال إنما يَتَكَلَّمُ فيه بن عَوْنٍ ثُمَّ رَوَى بن عَوْنٍ عن هِلَالِ بن أبي زَيْنَبَ عن شَهْرِ بن حَوْشَبٍ قال أبو عِيسَى هذا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ

«Я спросил Мухаммад ибн Исмаила (Бухари) о Шахр Ибн Хаушабе и он подтвердил его надежность». (Тирмизи, Мухаммад ибн Иса абу Иса, (год смерти –279 г.л.х), «Сунан Ат-тирмизи», том 4, стр. 434, комментирование Ахмада Мухаммада Шакира и других ученых, изд-во «Дар ихъя ат-турас аль араби», Бейрут. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=2&ID=2047 )

 

Иджли в книге «Марифат ас-сукат» пишет:

شهر بن حوشب شامي تابعي ثقة

«Шахр ибн Хаушаб Шами считается табеином и надежным рассказчиком хадиса». ( Аль Иджли, Абил Хасан Ахмад ибн Абдулла ибн Салих (год смерти – 279 г.л.х), «Марифат ас-сукат минар риджал ахлил илм вал хадис…», том 1, стр. 461, хадис 741, комментирование Абдул Алима абдул Азима аль Бастури, издатель «Мактабат ад-дар», Благословенная Медина, Саудовская Аравия, издание первое, год издания – 1405 л.х., 1985 г. - http://islamport.com/w/trj/Web/1161/450.htm )

Следовательно, подлинность хадиса подтверждается, и он не имеет никаких недостатков.

Результат исследования:

Поздравление Умаром ибн Хаттабом имама Али означает, что слова пророка: «Кому я – повелитель, тому и Али – повелитель», указывают на наместничество и руководство его светлости. Ведь, если эти слова означали любовь к Али, то почему тогда Умар поздравил его. Более того, поздравив он добавил: «Ты стал повелителем!». Ибн Касир приводит, что Умар сказал: «Сегодня ты стал повелителем каждого правоверного!» Следует заметить, что любить других верующих – обязанность, предписанная всем мусульманам задолго до Гадира Хума. Ведь если считать, что значение слова «вали» - друг, то Умар пытается сказать, что раньше Али не был нашим другом, но стал им после Гадира Хума. Примут ли такую трактовку сунниты?

Таким образом, хадис Гадир Хум подразумевал собой наместничество и руководство имама Али (мир ему!).  

 



[1] Место, где пророком было объявлено о наместничестве Али по возвращению из прощального хаджа.


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 12.07.13 21:25 | Просмотров : 3479

Рекомендуем
ГЛАВНАЯНОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
© 2024 Все права защищены Доводы.ру. При использовании материалов сайта, ссылка на www.dovodi.ru обязательна. Рейтинг@Mail.ru