НОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
     
Ахл аль Бейт (а.с.)Аллах в книгах суннитовПророк Мухаммад (саас)Али Ибн Абу Талиб (а.с.)Аяты об Али (мир ему!)Али (мир ему!) в ахиратеПредсказания о Али (а.с.)Знания имама Али (а.с.)Фатима аз-Захра (а.с.)Хасан Ибн Али (а.с.)Хусейн Ибн Али (а.с.)Имам Махди (а)Шииты в Коране и суннеНеобычные фетвыНаши противникиВопросы фикхаКто такие сподвижники?Анализ хадисовОпровержениеИскаженность КоранаВопросы без ответаИз шиитских книг
Ответы на сомнения Можно ли хадис «Манзилат» использовать как доказательство руководства Али (мир ему!)?
Рассмотрение значения хадиса "ты подобен по отношению ко мне Харуну по отношению к Мусе".

Скачать статью в формате PDF можно по ссылке: https://dovodi.ru/old/down/o-130.html

Можно ли хадис «Манзилат»[1] использовать как доказательство руководства Али (мир ему!)?

 

Хадис «Манзилат» упоминается во многих суннитских источниках, более того, о нем можно утверждать, как о хадисе с многократным повествованием. Этот факт указывают в своих книгах многие суннитские ученые. Но, приняв во внимание, что «Сахих Бухари» (https://dovodi.ru/old/article/a-322.htmlи «Сахих Муслим» (https://dovodi.ru/old/article/a-324.html), считаются наиболее авторитетными в суннитском мире после Корана, то для аргументации мы будем ссылаться на эти две книги.

Многократность  повествования хадиса «Манзилат»

Хаким Хаскани выдающийся суннитский ученый относительно хадиса пишет:

وهذا [ ها ] حديث المنزلة الذي كان شيخنا أبو حازم الحافظ يقول : خرجته بخمسة آلاف إسناد ! ! !

 

«Это и есть хадис, о котором наш шейх Абу Хазем говорит: «Мне удалось извлечь (из книг) пять тысяч ссылок с повествованием на него». («Шавахид ат-танзиль», Хаким Хаскани, том 1, стр. 195-196)

Вопрос: Существует ли в суннитских источниках хадис с таким количеством ссылок?

Ибн Абдулбирр, еще один из авторитетных суннитских ученых пишет:

وهو من أثبت الآثار وأصحها رواه عن النبي صلى الله عليه وسلم سعد بن أبي وقاص وطرق حديث سعد فيه كثيرة جدا قد ذكرها ابن أبي خيثمة وغيره ورواه ابن عباس وأبو سعيد الخدري وأم سلمة وأسماء بنت عميس وجابر بن عبد الله وجماعة يطول ذكرهم .

 

«Этот хадис – наиболее достоверный, который в своей передаче от Са’д ибн Аби Ваккаса восходит к Пророку (да благословит Аллах его и приветствует!). Существует множество вариаций хадиса переданного от Са’да. Например от него передает Ибн Аби Хайсама а также другие, это: Ибн Аббас, Абу Саид Хидри, Умм Салама, Асма бинт Умайс, Джабир ибн Абдулла, и т.д.»

(«Аль Истиаб», Ибн Абдулбирр, том 3, стр 1097.)

Аль Миззи в книге «Тахзиб аль камал» пишет:

وروى قوله عليه السلام : " أنت مني بمنزلة هارون من موسى " جماعة من الصحابة ، وهو من أثبت الآثار وأصحها ، رواه عن النبي صلى الله عليه وسلم : سعد بن أبي وقاص ، وابن عباس ، وأبو سعيد الخدري ، وجابر بن عبد الله ، وأم سلمة ، وأسماء بنت عميس ، وجماعة يطول ذكرهم .

 

«Хадис «Манзилат» был передан группой сподвижников пророка, являясь одним из наиболее достоверных преданий. Его передают от пророка: Са’д ибн Аби Ваккас, Ибн Аббас, Абу Саид Хидри, Джабир ибн Абдулла Умм Салама, Асма бинт Умайс, и многие другие». («Тахзиб аль камал», Аль Миззи, том 20, стр. 483-484.)

Мухаммад ибн Юсеф ибн Мухаммад Канджи Шафеи в книге «Кифаят ат-талаб» на странице 283-й пишет:

هذا حديث متفق على صحته رواه الائمة الحفاظ ، كأبى عبد الله البخارى في صحيحه ، ومسلم ابن الحجاج في صحيحه ، وأبى داود في سننه ، وأبى عيسى الترمذى في جامعه ، وأبى عبد الرحمان النسائي في سننه ، وابن ماجة القزويني في سننه ، واتفق الجميع على صحته حتى صار ذلك اجماعا منهم ، قال الحاكم النيسابورى هذا حديث دخل في حد التواتر .

 

«Хадис – достоверный, в компетентности которого, единогласны хадисоведы, как например мой отец – Аби Абдулла указавший на достоверность хадиса в книге «Сахих Бухари», Муслим ибн Хаджадж  - в «Сахихе», Абу Давуд - в «Сунане», Аби Иса Тирмизи - в «Джаме», Аби Абдур-рахман Нисаи - в «Сунане» и Ибн Маджа Казвини - в «Сунане». Все они подтверждают данный хадис, единогласно признав его подлинность. Хаким Нишапури говорит: «Этот хадис многократно передается многими».

Следовательно, в подлинности и достоверности хадиса не остается никаких сомнений.

Значение хадиса «Манзилат»

В этом хадисе, где посланник Аллаха сказал: «О Али! Ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе», общий смысл хадиса указывает на то, что все присущие качества Харуна по отношению к Мусе, присущи и Али по отношению к посланнику Аллаха. Исключением является положение пророчества, которое считается недопустимым приписывать Али. И это исключение еще раз доказывает универсальность значения хадиса.

Итак, каковы положения Харуна?

Согласно Корану положения Харуна в отношении Мусы – это пять вещей:

1) Положение визиря и соратника

وَ اجْعَل لىّ‏ِ وَزِيرًا مِّنْ أَهْلىِ هَارُونَ أَخِى‏ .

«Назначь мне из моей семьи соратника и визиря, Харуна брата моего» («Таха», аят 29.)

وَ لَقَدْ آتَيْنا مُوسَى الْكِتابَ وَ جَعَلْنا مَعَهُ أَخاهُ هارُونَ وَزيراً .

«и сделали его брата соратником (визирем)». («Аль Фуркан», аят 35.) 

Визирь – это  человек, который служит верным помощником своего эмира, фактически, он  несет такую же ответственность, что и правитель. Харун, согласно кораническому аяту обладал таким положением в отношении Мусы.

2) Положение наместничества

وَ وَاعَدْنَا مُوسىَ‏ ثَلَاثِينَ لَيْلَةً وَ أَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً  وَ قَالَ مُوسىَ‏ لِأَخِيهِ هَرُونَ اخْلُفْنىِ فىِ قَوْمِى وَ أَصْلِحْ وَ لَا تَتَّبِعْ سَبِيلَ الْمُفْسِدِين‏ . الأعراف / 142 .

«Мы обещали Мусе тридцать (дней и) ночей (на горе Синай) и добавили (еще) десять, так что назначенный ему Господом срок составил сорок (дней и) ночей. И тогда Муса сказал своему брату Харуну: «Будь вместо меня среди моего народа, поступай справедливо и не ходи путем нечестивцев». («Аль А’раф», аят 142.)

3) Братство Харуна

هارُونَ أَخي‏ .

«Брата моего Харуна» («Таха», аят 29.)

Ибо, Харуна и Мусу связывали кровные и братские связи, то Посланник Аллаха желал, чтобы все те положения, которыми обладал Харун, по отношению к Мусе, осуществились к Али по отношению к пророку Ислама.

Поэтому, он заключил с имамом братство, объявив его своим братом в этом мире и мире потустороннем. Хаким Нишапури и многие другие ученые подтверждают это:

عن ابن عمر رضي الله عنهما قال لما ورد رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم المدينة آخى بين أصحابه فجاء علي رضي الله عنه تدمع عيناه فقال يا رسول الله آخيت بين أصحابك ولم تواخ بيني وبين أحد فقال رسول الله صلى الله عليه وآله يا علي أنت أخي في الدنيا والآخرة .

 

«От Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах!) повествуется, что когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) переселился в Медину, то собрав своих сподвижников, заключил между ними братский союз. Али с глазами полными слез подошел к его светлости и сказал: «О, Посланник Аллаха, ты установил братство среди всех, кроме меня» Пророк ответил: «О, Али – ты мой брат в двух мирах этом и загробном». («Аль Мустадрак», Хаким Нишапури, том 3, стр.14 - https://dovodi.ru/old/article/a-487.html, Достоинства сподвижников Ахмада, глава: хадисы повелителя правоверных Али Ибн абу Талиба , раздел: достоинства Али Ибн абу Талиба, том 2, стр. 617, изд-во Муассисатул рисаля, 1983 Бейрут - https://dovodi.ru/old/article/a-484.html , «Умдат аль кари», Аль Айни, том 2, стр. 147, «Аль Истиаб», Ибн Абдулбирр, том 3, стр 1098, «Джаме ас-сагир», Джалалуддин Суюти, том 2, стр. 176, «Тахзиб аль камал», Аль Миззи, том 20, стр. 484 и т.д. ).
Также имеются другие хадисы подтверждающие данный исторический момент, с которыми вы можете ознакомится по ссылке: https://dovodi.ru/old/article/r-152.html

4) Опора

اشْدُدْ بِهِ أَزْري‏ .

 

«Умножь благодаря ему силу мою» («Таха», аят 29.)

Муса просил у Господа преумножить его силу посредством Харуна, Али согласно этому аяту – является опорой Пророка.

5) Участие в делах

وَ أَشْرِكْهُ فىِ أَمْرِى‏ .

«И дай ему долю в деле моем» («Таха», аят 29.)

Подобно Харуну, разделившему все посты с Мусой, Али разделил с пророком все дела и посты, кроме пророчества. Али был Пророку – визирем, наместником, братом, опорой и сотоварищем, участвуя в его делах. Еще одно сходство между Али и Харуном, то, что все эти пять положений были даны Аллахом Али по просьбе самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и род его), подобно тому, как Муса попросил у Всевышнего для Харуна все эти достоинства и положения.

Здесь мы приведем одно очень весьма интересное предание, приведенное многими суннитскими учеными, что Ибн Аббас сказал:

عن ابن عباس ، بينما عبد الله بن عباس جالس على شفير زمزم يقول : قال رسول الله ( صلى الله عليه وآله ) إذ أقبل رجل ، متعمم بعمامة فجعل ابن عباس لا يقول قال رسول الله ( صلى الله عليه وآله ) إلا قال الرجل : قال رسول الله ( صلى الله عليه وآله وسلم ) فقال ابن عباس : سألتك بالله من أنت ؟ فكشف العمامة عن وجهه وقال :

أيها الناس من عرفني فقد عرفني ومن لم يعرفني فأنا جندب بن جنادة البدري أبو ذر الغفاري سمعت النبي ( صلى الله عنيه وآله وسلم ) بهاتين وإلا فصمتا ، ورأيته بهاتين وإلا فعميتا وهو يقول :

علي قائد البررة وقاتل الكفرة ، منصور من نصره ومخذول من خذله .

أ ما إني صليت مع رسول الله ( صلى الله عليه وآله وسلم ) يوما من الأيام صلاة الظهر فسأل سائل في المسجد فلم يعطه أحد ، فرفع السائل يده إلى السماء وقال : اللهم اشهد أني سألت في مسجد رسول الله فلم يعطني أحد شيئا . وكان علي راكعا فأومى إليه بخنصره اليمنى - وكان يتختم فيها - فأقبل السائل حتى أخذ الخاتم من ، خنصره ، وذلك بعين النبي فلما فرغ النبي ( صلى الله عليه وآله وسلم ) من صلاته رفع رأسه إلى السماء وقال :

اللهم إن أخي موسى سألك فقال : رب اشرح لي صدري ويسر لي أمري واحلل عقدة من لساني يفقهوا قولي واجعل لي وزيرا من أهلي هارون أخي أشدد به أزري وأشركه في أمري فأنزلت عليه قرآنا ناطقا : (سَنَشُدُّ عَضُدَكَ بِأَخِيكَ ) اللهم وأنا محمد نبيك وصفيك اللهم فاشرح لي صدري ويسر لي أمري واجعل لي وزيرا من أهلي عليا أخي أشدد به أزري .

قال أبو ذر : فوالله ما استتم رسول الله [ صلي الله عليه وآله وسلم ] الكلام حتى هبط عليه جبرئيل من عند الله وقال : يا محمد هنيئا [ لك ] ما وهب الله لك في أخيك . قال : وما ذاك جبرئيل ؟ قال : أمر الله أمتك بموالاته إلى يوم القيامة وأنزل قرآنا عليك : إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آَمَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ  . مائده / 55 . ) .

 

«Абдулла ибн Аббас сидя у колодца Замзам рассказывал хадисы от пророка, когда к нему подошел человек с покрытым лицом. Каждый раз когда Ибн Аббас начинал рассказывать хадисы, то незнакомец тоже начинал повествование, мешая ему. Ибн Аббас не выдержал и спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, кто ты? » Тогда он убрал с лица край чалмы, закрывавший его лицо, сказав: «О, люди, знайте, мое имя – Джундаб ибн Джанада аль Бадри Абузар аль Гаффари. Ибо, я слышал собственными ушами и видел своими глазами, в противном случае пусть я потеряю слух и ослепну, как Пророк сказал: «Али – предводитель праведников, от его меча погибнут неверные. Победа с тем, кто будет на стороне Али, и презренен, тот, кто оставит Али».

Как-то мы совершали обеденную молитву во главе с пророком, как в мечеть зашел нуждающийся, попросив о помощи. Но никто не обратил на него внимания и не дал ему милостыню. Мужчина воскликнул: «О, Аллах, Будь свидетелем, того, что в мечети твоего посланника мне отказали!» Али пребывая в поясном поклоне, указал бедняку снять с мизинца его правой руки (на которой он носил кольца) перстень в качестве милостыни. Пророк заметил это и по окончании молитвы, возвел руки к небу и стал просить у Бога: «О, Аллах! Мой брат Муса попросил у тебя:«Господи! Разверзни сердце мое (для приятия Твоих откровений), пособи мне в деле, (которое Ты возложил на меня!), сними оковы с речи моей, чтобы они (т. е. Фараон и его подданные) могли понимать мою речь, Назначь также мне помощника из моей семьи, брата моего Харуна. Умножь благодаря ему силу мою, и дай ему долю в деле моем. Аллах ответил ему: «Мы укрепим твое плечо братом твоим».

О, Всевышний! Я же Мухаммад, твой – посланник и избранник! Так, разверзни сердце мое, пособи мне в деле, сними оковы с речи моей, чтобы они могли понимать мою речь. Назначь также мне помощника и визиря из моей семьи - брата моего Али. Умножь благодаря ему силу мою!»

Клянусь Аллахом, прежде чем он закончил мольбу свою, снизошел Джебраил с посланием от Бога: «О, Мухаммад, поздравляю тебя с тем, что Али удостоился того, чего просил ты для него» «Что же это, о, Джебраил?» - спросил пророк. «Это – руководство Али твоей уммой до Судного дня». Так был ниспослан аят: «Ваш покровитель — лишь Аллах (и) Его Посланник, (и) верующие, которые совершают молитву, вносят закат и смиренно преклоняются (перед Аллахом)». (Аль Маида, аят 55.) (Манакиб Али Ибн Аби Талиб», Ибн Мардавайх аль Исфахани, стр. 293, хадис 460, комментирование Абдур-раззака Мухаммада Хусейна Хирзуддина, изд-во «Дарул хадис, Кум, «Тафсир Са’лаби, том 4, стр. 80, «Тафсир аль кабир», Ар-рази, том 12, стр. 26, «Шавахид ат-танзиль», Хаким Хаскани, том 1, стр. 229-230, «Маталиб ас-суул фи манакиб ал ар-расул», «Мухаммад ибн Талха ибн Аш-шафеи, стр. 170, «Фусул аль мухимма», Ибн Ас-саббаг аль Малики, том 1, стр. 579.)

Данное достоинство имама Али настолько вызывало зависть у противников и врагов пророка, что они всегда старались исказить и изменить значение хадиса.

Ибн Хаджар Аскалани в книге «Тахзиб ат-тахзиб», а также Шамсуддин Захаби в книге «Тарих аль ислам» пишет:

حدثنا إسماعيل بن عياش سمعت حريز بن عثمان يقول هذا الذي يرويه الناس عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال لعلي أنت مني بمنزلة هارون من موسى ، حق ولكن أخطأ السامع قلت فما هو فقال إنما هو أنت مني بمنزلة قارون من موسى قلت عمن ترويه قال سمعت الوليد بن عبد الملك يقوله وهو على المنبر.

 

«Исмаил ибн Айяш передает что слышал, как Хурайз ибн Усман говорит: «То, что люди рассказывают от пророка, ибо он сказал: «Али подобен мне, как Харун по отношению к Мусе» – достоверно. Но передатчик хадиса ошибся в услышанном, на самом деле пророк сказал, что враг Али в отношении меня как Карун в отношении Мусы». Ибн Айяш спросил, кто передал такой хадис. Хурайз ответил: «Аль Валид ибн Абдул Малик передал его сидя на минбаре».(«Тарих багдад», Хатиб аль Багдади, том 8, стр. 262, «Тарих мадинат ад-дамишк», Ибн Асакир, том 12, стр. 349, «Тахзиб аль камал», Аль Миззи, том 5, стр. 577, «Тахзиб ат-тахзиб», Ибн Хаджар, том 2, стр. 209, «Тарих аль ислам», Аз-захаби, том 10, стр. 122, и др. источники.)

Поистине, какая несправедливость в отношении повелителя правоверных Али! С надеждой, что настанет тот день, когда из завесы своего сокрытия с мечом Зульфикаром придет тот, кто отомстит за несправедливость причиненную семейству Мухаммада.



[1] В этом хадисе посланник Аллаха сказал: «О Али! Ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе, только после меня более не будет пророков».

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 14.07.13 16:10 | Просмотров : 2298

Рекомендуем
ГЛАВНАЯНОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
© 2024 Все права защищены Доводы.ру. При использовании материалов сайта, ссылка на www.dovodi.ru обязательна. Рейтинг@Mail.ru