НОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
     
Ахл аль Бейт (а.с.)Аллах в книгах суннитовПророк Мухаммад (саас)Али Ибн Абу Талиб (а.с.)Аяты об Али (мир ему!)Али (мир ему!) в ахиратеПредсказания о Али (а.с.)Знания имама Али (а.с.)Фатима аз-Захра (а.с.)Хасан Ибн Али (а.с.)Хусейн Ибн Али (а.с.)Имам Махди (а)Шииты в Коране и суннеНеобычные фетвыНаши противникиВопросы фикхаКто такие сподвижники?Анализ хадисовОпровержениеИскаженность КоранаВопросы без ответаИз шиитских книг
Справедливость сахабов - Камаль Хейдари Справедливость сахабов (4). Почему шииты называют себя последователями Ахл аль Бейт (мир ему!)?
Передача канала аль Ковсар с участием аятуллы Камал аль Хейдари на тему справедливость сахабов. Тема четвертой части: Почему шииты называют себя последователями Ахл аль Бейт (мир ему!)?


Ведущий:

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. Хвала Аллаху, господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаха – Мухаммаду и его пречистому семейству. Милости и довольства Аллаха благородным сподвижникам. Приветствуем вас лучшим приветствием, дорогие телезрители, где бы вы ни были. Мира вам, милости Аллаха и Его благословения. В эфире очередная передача программы “Диалог идеологий. Правильный путь в понимании религиозных знаний”, часть четвертая. Сегодня, в продолжение предыдущих передач, мы обсудим цели подобных программ, а также ознакомимся с правильным методом познания религиозных знаний, которого мы должны придерживаться. /Пауза/ Вновь приветствуем вас, дорогие зрители, и приветствуем от вашего имени нашего дорогого гостя – айатоллу сейида Камаля Хайдари. Здравствуйте!

 

Хайдари:

Здравствуйте, рад нашей встрече!


Ведущий:

Да приветствует Вас Аллах. Досточтимый шейх, для начала мы должны задать такой вопрос: какие цели Вы ставите и какого ожидаете результата от исследования двух учений?

 

Хайдари:

Взываю к помощи Всеслышащего и Всевидящего Аллаха от проклятого сатаны, во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. Мир и благословение Мухаммаду и его пречистому семейству. В прошлой передаче я указал на цели, точнее на приоритетные цели подобных исследований, которые мы начали проводить. Зрителям должно быть известно, что это исследование есть ответная реакция на высказывания некоторых ученых теологов, которые пытаются запутать слушателей. Они искажают действительность и приписывают последователям учения семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) то, что никак к ним не относится.

 

Именно это обстоятельство подвигло меня разъяснить действительное положение вещей и указать на основы и столпы учения семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!).

Следующие слова я обращаю ко всем, кто выступает на телевидении, будь он последователем учения семейства Пророка, или же последователем учения сподвижников; пусть каждый разъясняет свою позицию, свои принципы и воззрения, которые он считает истиной и в которые верит. Но при этом людям надо обходиться без оскорблений оппонентов, без выказывания презрения и обвинений противоположной стороне в неверии или лицемерии. Мы будем говорить о своем понимании, разъясняя свои основы и верования уважаемым зрителям, и пусть ровно то же самое делают и другие. Это именно тот метод научного диалога, который я предлагаю и предпочитаю всем остальным.


Мы разъясняем свою точку зрения касательно одной темы или нескольких, другие разъясняют свою, а зрители пусть судят сами. В аятах Всевышний говорит: «... дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» («Военные Трофеи» 42), «Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» («Корова» 111). Мы явим свои аргументы и доказательства, и другие пусть поступают также, предоставляют свои доводы, - все это мы оставим на суд зрителя, без применения метода, полностью несоответствующему учению Корана. Как я говорил в прошлой передаче, главная цель заключается в выявлении этой самой истины, а не в том, чтобы суннит стал шиитом. Каждый волен в выборе, ибо «нет принуждения в религии» («Корова» 256). Без фальсификаций, лжи и лицемерия пусть каждый представит зрителям свою точку зрения об истине, кто как ее видит – это и есть первоочередная задача.


Второй задачи и цели я коснусь вкратце, так как время нам не позволяет разбирать этот вопрос более детально... Это то, за что больше всего болит моё сердце, уважаемый зритель, к какой бы школе ты ни относился – чтобы мы, в любом случае, оставались братьями и дорогими друг другу людьми. Как сказал Имам Али (мир ему!): «... или твой брат в религии, или же творение, подобное тебе». Так Имам Али расширяет круг лиц, к которым надо относиться вежливо. Это - метод благородного общения, предоставления доводов, согласно тому, что говорит Коран. «Призывай на путь Господа своего мудростью и благим увещеванием, говори с ними мягко», и Аллах же говорит Пророку (да благословит Аллах его и семейство его!), что если бы он был грубым с ними, то люди непременно отвернулись бы от него.


Такой подход мы должны применять не только по отношению к своим братьям по религии, ведь «верующие являются братьями» («Комнаты» 10), но также и в отношении тех, кто не разделяет наших религиозных воззрений. Имам Али (мир ему!)  призывает использовать такой метод и такой подход во всех других случаях...

Итак, я уверен, что вторая цель, которую я преследую, при условии соблюдения озвученного пути и метода исследования, была бы достигнута, и разрешились бы многие проблемы. Я не утверждаю, что мы все пришли бы к единому мнению, но, безусловно, мы бы существенно сблизились. Задачей этого подхода является поиск и использование в диалоге преданий и хадисов, признанных достоверными обеими школами. Допустим, у суннитов есть книга “Сахих аль-Бухари”, которую они считают второй по достоверности после Корана, и они вольны принимать ее предания или отвергать.


У нас, шиитов, тоже имеются книги хадисов, такие как “Аль-Кафи” и другие, и наши коллеги тоже вольны принимать или отвергать эти предания, также как и мы вольны - принимать то, что они передают в своих достоверных сборниках, или же не принимать. Но когда дело касается хадиса, имеющегося и у тех, и у других и признанного всеми достоверным, то здесь мы уже не имеем права выбора в его принятии или отвержении. «Моя умма не может быть полностью в заблуждении». Это в дополнение к тому, что конкретный тезис является общим и согласованным в книгах хадисов, более того, он достигает степени достоверности, которая является превосходной в науке исследования достоверности – «таватур». То есть, тезис является не просто согласованным. Ведь кто-то может возразить, что согласованность преданий не является аргументом в идеологических вопросах, а является таковым лишь в практических, правовых и некоторых второстепенных вопросах, а что же касается идеологических вопросов и в частности фундаментальных вопросов идеологии, то положение согласованности не имеет в них никакого значения. Я соглашусь с таким утверждением и скажу, что наша школа также разделяет эту позицию. Но когда предание имеет высшую степень достоверности в обеих школах, то тут мы уже не имеем права выбора в принятии или отвержении конкретного тезиса.

Наши диалоги имеют основу и возможны именно из-за наличия таких точек соприкосновения и общепризнанных фактов между двумя школами… И сколь много имеется доказательств и свидетельств, вариаций и повторений, к примеру, того же предания о «Двух ценностях». Позже мы остановимся на этом предании для более детального рассмотрения, в частности поговорим о том, что хадис «Две ценности» является общепризнанным среди всех направлений и течений ислама, а также среди всех ученых, в том числе историков, хадисоведов, авторов самых известных и почитаемых сборников по хадисам и прочих.

 

Несмотря на то, что предание говорит о книге Аллаха, семействе Пророка и обитателях его дома, есть люди, ссылающиеся на другие предания, гласящие о том, что Пророк якобы сказал, что следует придерживаться только Корана и сунны. Мы рассмотрим также вопрос достоверности и этого хадиса... Или же, допустим, хадис о «Положении (Али по отношению к Пророку)», о цепочке передатчиков и достоверности которого не возникает споров даже у тех, кто умудряется оспорить хадисы, имеющие превосходную степень достоверности согласно обеим школам. Это главный момент. Так, я хотел бы обратить внимание зрителей, например, на ибн Таймийю, который, рассматривая хадис «Гадир», ставит под сомнение отдельные слова из текста (которые разнятся в разных передачах предания), в то время как достоверность самого хадиса не может никак быть поставленной под сомнение. Но когда речь заходит о цитате из хадиса «Статус» («твое положение по отношению ко мне подобно положению Харуна по отношению к Мусе»), то здесь даже ибн Таймийа никак не может сомневаться в этом предании.


Я хочу напомнить уважаемым зрителям о том, что в прошлой передаче мы упоминали высказывание ибн Таймийи об абсолютной достоверности предания о «Двенадцати халифах», содержащегося в сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари», и не имеет никакого значения, как именно были обозначены эти двенадцать – как мужья, имамы или халифы. Это никак не влияет на наше исследование. Итак, я приведу этот хадис для наглядности. Это диссертация одного из достопочтимых учеников нашей школы, шейха Кайсара Тамими, которая называется «Хадис о двенадцати халифах из суннитских источников». Я бы хотел, чтобы наши зрители прочли этот весьма полезный труд. Там он пишет: «Бухари, Ахмад, Бейхаки и другие привели этот хадис от Джабира ибн Самры, который говорил: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал, что будет 12 повелителей».


Багави сказал: «Этот хадис достоверен согласно всем ученым хадисоведам». Понимаете, здесь даже нет надобности что-либо исследовать или перепроверять, как и в случае с хадисом «Гадир», который также является общепризнанным.

Сегодня мы лишь упоминаем это вкратце, а в серии передач «Исследование об Имаме Махди» рассмотрим этот вопрос более подробно… И я даже не буду произносить: «Имам Махди», во избежание возражений о том, что не все мусульманские ученые признают имамат Махди. Хорошо, мы можем сказать так: мы исследуем вопрос о человеке, который появится перед концом света. В преданиях, гласящих об этом, нет сомнений, и также нет разногласий между мусульманами по данному вопросу. Итак, основная задача, которую я преследую в данном исследовании, это выявление и демонстрация общих элементов в учениях разных школ ислама.

 

Конечно, нет ничего страшного в том, чтобы каждый из представителей двух школ имел свое видение и интерпретировал текст по-своему. Я не говорю, что наши коллеги должны понимать конкретный текст так, как его понимаю я, и наоборот – я тоже не обязан руководствоваться их интерпретацией. Пусть каждый предоставит свое видение и толкование, и пусть мусульмане в разнообразии своих этнических групп и социальных слоев сами, беспристрастно подойдут к изучению этих разных видений и выбирают то или иное мнение, как им подскажет их чувство справедливости…

Дорогие братья, в последнее время мы, к огромному сожалению, можем наблюдать резкую критику и негативные оценки таких встреч и конференций, которые направлены на поиск путей сближения между мусульманами. Идет мощная пропаганда против подобных встреч и попыток сближения между различными группировками ислама, которая призвана внушить бессмысленность их проведения…

 

Дорогие братья, сегодня мир находится на том уровне, когда конструктивный диалог стал возможен между различными цивилизациями, представители которых могут вести переговоры, направленные на поиск точек соприкосновения… Так что же говорить о сыновьях ислама, сыновьях Корана, об умме Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), которых объединяет Кааба, Коран, Пророк, монотеизм и т.д.  Братья, такие встречи и конференции необходимы для нас. Конечно, целью таких встреч никак не должно быть желание опозорить, обвинить и унизить друг друга, нет, не дай Аллах. Целью должен стать только поиск путей сближения.

 

Итак, этот путь и метод, которому я следую, подразумевает поиск согласия и общих принципов между двумя школами, ну а что касается разногласий, то у каждой школы свое видение и мнение: «вам то, что у вас, нам то, что у нас» («каждому свое»). Нет, мы не должны акцентировать внимание на имеющихся разногласиях. Такой подход делает невозможным духовное, интеллектуальное и культурное сближение…

Как мы видим, существует огромная разница между теми, кто призывает к раздорам, акцентирует на разногласиях и всячески строит преграды на пути сближения и теми, кто призывает к сближению, согласию и взаимному уважению.

В этих сериях передачи мы, инщааллах, укажем на ряд моментов, которые являются общими между двумя исламскими школами, если будет на то соизволение Аллаха.

 

Ведущий:

Спасибо вам большое, сейид Камаль. Так как вы закончили свою вступительную речь, будьте добры ответить на один важный вопрос, который нам адресовал наш телезритель. Итак, вопрос. Почему вы ассоциируете себя с Ахлюль Бейтом и называете свою школу школой семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), а других относите к школе сподвижников? Все мусульмане обязаны любить, почитать и уважать семейство Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) Почему происходит такая классификация и такое деление, одни – последователи семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), а другие – последователи сподвижников?

 

Хайдари:

Этот вопрос, на самом деле, является одним из того ряда вопросов, которые чаще всего задаются зрителями и нашими коллегами. Почему, с какой стати вы присвоили себе это название и говорите, что вы – последователи семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) Вы как будто бы намекаете на то, что все остальные не имеют никакого отношения к семейству Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)

 

Или же они рассуждают от обратного и вопрошают: «Почему вы это утверждаете, тогда как сами испытываете вражду ко всем сподвижникам?» Мы ответим на этот вопрос сразу же. Нет, дело обстоит совсем иначе. К подавляющему большинству сподвижников, которые сражались вместе с Пророком (да благословит Аллах его и его семейство!), помогали ему, стояли за истину до конца, прошли через все сражения, такие как «Бадр», «Хунейн», «Ухуд» и т.д., мы не испытываем никакой вражды и неприязни.

 

Ведущий:

Ведь Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) пришел не для того, чтобы нажить себе врагов и уйти из этого мира.

 

Хайдари:

Именно так! Клянусь Аллахом, меня удивляют такие высказывания, которые я слышу от разных людей. Они  обобщают и играют понятиями, пытаясь приписать  одной группировке поклонение сподвижникам, и полностью лишить другую этой привязки. Да, у нас есть свое индивидуальное мнение по поводу некоторых сподвижников. Мы говорим, что они совершили то-то и то-то, и поэтому мы не согласны с ними и не принимаем их, равно так же, как и вы имеете свою собственную точку зрения по другим личностям, говоря, что они совершили то-то и то-то.

 

Более того, между теми же сподвижниками были существенные разногласия, или вы скажете, что их не было? Безусловно, между ними возникало множество разногласий, в том числе и между теми, кто получил власть после смерти Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) Если же кто-то будет это отрицать, то что он скажет по поводу того же третьего халифа – Усмана бин Аффана. Кем являются те, которые взбунтовались против него?  Это были индийцы, пакистанцы, или же сподвижники Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)?

 

Ведущий:

Это были те, кто видел Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) своими глазами…

 

Хайдари:

Верно. Они воспротивились и вышли против него, также как и другая группа сподвижников выступала против четвертого халифа. Этот вопрос, на мой взгляд, очень важен, и он не настолько прост, чтобы пытаться решить его вот таким наивным и поверхностным способом…

Но давайте вернемся к вопросу. Действительно, почему мы называем себя последователями семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) и последователями их учения? Потому что мы ими являемся. Мы – представители школы семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), мы – последователи и приверженцы семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!). К большому сожалению, в последнее время находятся люди, которые пытаются усомниться в связях между шиитами и семейством Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), их учением и школой.


Дорогие братья, причиной, по которой мы называем себя последователями семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) и относим себя к их школе, довольно проста и ясна. Мы считаем, что правильное понимание, как Корана, так и сунны мы можем получить лишь через имама Али и его потомков, то есть, через семейство Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), обитателей его Дома. Коран мы понимаем через их разъяснения, ну а что касается пророческой сунны, то у нас она имеет прямое восхождение к Пророку (да благословит Аллах его и его семейство!) через тех же имамов из его рода.


Все это никак не значит, что мы не принимаем сунну, если она пришла через кого-то другого, нет. Если имеются все необходимые условия достоверности по нашим критериям, если передатчик хадиса приводит его через путь, который можно проследить через наши книги «риджал», то мы принимаем этот хадис. Так, один из видов принимаемых хадисов подразумевает, что его передатчик не является имамитом, не является приверженцем школы семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), но, тем не менее, он честный, достойный доверия человек – от такого мы также принимаем хадис… Но здесь я хотел бы указать на ключевое различие, которое является отличительным признаком нашего подхода от всех остальных.

 

Если какой-либо хадис противоречит другому достоверному хадису, дошедшему до нас от имамов (мир им!), даже если этот первый и доходит по достоверной цепочке до сподвижников, все равно – мы отдаем предпочтение хадису от имамов семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) Это и есть основное отличие. Что касается других, и я прошу обратить внимание на это правило, то они отдают приоритет остальным перед семейством Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!). Они откровенно говорят, допустим, что первый, второй и третий халифы лучше Али, что они более знающие, усердные в праведных деяниях, смелее и более него услужили исламу и т.д.  Это не просто мои слова, они сами заявляют об этом. Или же они пытаются уравнять Али с этими тремя халифами, и лишь подавляющее меньшинство из них признают превосходство Али над всеми остальными сподвижниками. Среди них, к примеру, некоторые му’тазалиты, убежденные в том, что предводителем должен становиться наиболее достойных из всех. Именно к таким относился и ибн абиль-Хадид.


Итак, дорогие мои братья, возвращаемся к вопросу, почему шииты относят себя к семейству Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), к их учению и называют себя их последователями, а остальные, по их мнению, не являются таковыми? Предлагаю для начала даже оставить всех людей и имамов из семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), кроме Али, и говорить лишь о нем. Я так отвечаю на вопрос: «Потому как остальные сами утверждают, что либо Али равняется предыдущим трем халифам по своему достоинству и превосходству по всем критериям, либо он ниже остальных». Что касается нас, то, при возникновении противоречий, мы держимся позиции Али, так как его превосходство над остальными для нас является неоспоримым.

Давайте взглянем, что говорит ибн абиль-Хадид, которого все, кому не лень, обвиняют в том, что он был шиитом-имамитом. В самом начале, в предисловии своей книги «Щарх нахджуль-балага» (разъяснение книги «Путь красноречий»), на странице 35, он пишет:


«Абсолютно все наши ученые, ранние и современные, будь они из Басры или Багдада, все едины во мнении о том, что присяга данная абу Бакру является верной и законной».

 Давайте будем откровенны, насколько хромым должно быть мышление человека, чтобы называть другого шиитом-имамитом лишь на основании озвучивания им некоторых достоинств Али, в то время как этот человек откровенно заявляет о том, что правление первого халифа было легитимным, не смотря на то, что Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) ничего не говорил по этому поводу. Лишь относительно недавно некоторые идеологи предприняли попытки доказать, что Пророк все-таки указал на абу Бакра, потому как они поняли, что утверждение, будто Пророк не указал на наследника и предводителя после себя, было бы нелогичным, потому как в таком случае получалось бы, что абу Бакр переживал за общину и думал о ней больше, чем сам Пророк.

 

Ведущий:

По факту того, что он назначил преемника.

 

Хайдари:

Как минимум, - указал на преемника, в то время, как Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!), согласно их достоверным преданиям,  не указывал ни на кого. Именно поэтому они начали создавать новую теорию, согласно которой посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) завещал халифат абу Бакру. Затем он продолжает: “Мнения по поводу превосходства разделились. Ранние ученые Басры, такие как абу Усман, абу Исхак и аль-Джахиз и ряд других сказали, что абу Бакр лучше, чем Али. Они расставляют лучших четырех сподвижников согласно ранжировке первых четырех халифов”. Итак, кого мы называем последователями школы сподвижников? Всех, кто разделяет мнение, что сподвижники выше и достойнее в своих добродетелях и деяниях, нежели Имам Али (мир ему!). Никак нельзя назвать их последователями учения семейства Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)

 

Некоторые из ученых говорят, что они равны, хотя есть и такие, как ибн абиль-Хадид и еще несколько ученых, которые имели следующее мнение: «Что касается нас, то мы придерживаемся мнения наших багдадских шейхов о том, что Али достойнее всех, в том числе первого, второго и третьего халифа. Мы уже упоминали в своих трудах о значении превосходства и в частности упомянули, что оно имеет две трактовки - большее количество добродеяний или же обладание большими добродетелями. Согласно обеим трактовкам - Али наиболее достойный из всех». Да, так считала группа багдадских ученых, ну а что касается учения в широком смысле этого слова, оно отдает предпочтение первому, второму и третьему халифу, и естественно, мы называем их именно последователями школы сподвижников.

Таким образом, я хотел бы доказать его превосходство неопровержимыми аргументами. Вот, некоторые говорят, что да, теоретически мы признаем их превосходство одного над другим, но на практике мы не делаем никакого различия между ними. Мы не пренебрегаем ни одним из них и не принижаем чьего-либо достоинства, в том числе и Али (мир ему!)

 

Ведущий:

 

(как говорится в хадисе:) «За кем бы вы ни последовали, они поведут вас по прямому пути”.


Хайдари:

 

Но в действительности дело обстоит иначе, и это основная мысль сегодняшней встречи, и я бы хотел поговорить об этом поподробнее...


Я бы хотел упомянуть один хадис, который наглядно продемонстрировал бы пренебрежение наших коллег-суннитов к личности имама Али (мир ему!) и семейству Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) А именно хадис «Сакалайн» («Две ценности»), который гласит, что Коран и семейство Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) не отделятся друг от друга, пока не вернутся к Пророку (да благословит Аллах его и его семейство!) у его водоема в судный день. Является ли их отношение к семейству пренебрежением после таких слов? Да, это явное пренебрежение и ослушание прямого указания Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)


Чтобы доказать это, достаточно будет привести одно историческое свидетельство из книги «Сахих аль-Бухари». Как вы знаете, эта книга по единогласному мнению суннитских ученых признана самой достоверной книгой после Корана, и они вольны считать ее таковой после той, что была ниспослана посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) и даже вольны считать ее самой достоверной книгой в мире. Они вольны иметь такое мнение, но это никак не обязывает нас считать также - мы никак не разделяем этого мнения суннитов, также как и они не основываются на наших книгах и не считают их достоверными. Я уже отмечал, что мы должны искать точки соприкосновения, объединяющие две наши школы. Так, например, посмотрите, что говорится в той книге, которую они считают самой достоверной после Корана.


Одним из самых значимых передатчиков абу Хурайры является Бухари, который передал наибольшее количество его хадисов, чем кто бы то ни было. Я не буду обсуждать сейчас личность абу Хурайры, кто он, когда принял ислам, каков его источник хадисов, о чем он говорил, о его склонностях; был ли он сторонником Али, или же он был с Омейядами; что и как он передавал от Ка’ба аль-Ахбара, и был ли тот единственным иудеем, от которого абу Хурайра брал знания. Все это отдельные темы для обсуждения, которые, надо заметить, уже были рассмотрены рядом выдающихся ученых прошлого. Мы же сейчас говорим о другом.

В книге «Сахих аль-Бухари», во второй части главы расходов «Обязанность траты денег на семью и детей» сказано: «Нам рассказал абу Салих, который сказал, что нам рассказал абу Хурайра, который сказал, что Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Лучшая милостыня бывает с тех средств, которые превышают необходимый минимум для жизни человека, и рука дающего лучше руки берущего, и начинай с тех, кто находится у тебя на попечении». Это та часть текста, которую он слышал от Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!).


Следом идет дополнение, которое отделено от хадиса: «Жена говорит: «Или обеспечь меня достойным образом, или же разведись со мной». Слуга говорит: «Накорми меня, а потом требуй, чтобы я работал». Сын говорит: «Накорми меня - на кого же ты меня оставляешь?» Его спросили: «О, абу Хурайра, ты слышал это от посланника Аллаха?» (Здесь имеется в виду вышеприведенная часть текста). Тот ответил: «Нет, это (дополнение) из «кармана» абу Хурайры».

Итак, Бухари передает хадис, в котором абу Хурайра утверждает о наличии у него какого-то “кармана”, из которого он доставал хадисы, ну или просто какие-то изречения. Сейчас я не буду разбирать толкование и понимание данного текста последователями школы сподвижников. Я бы хотел просто привести некоторые сведения об этом человеке. Кто же такой абу Хурайра?


Мухаммада абу Рийа в своей книге «Светочи сунны Мухаммада», изданной комитетом образования в Египте, издание третье, на странице 201 пересказывает предание от Мухаммада Ращида Риды, крупного ученого, автора книги «Тафсир Манар». Читаем: «Факих и хадисовед Сейид Ращид Рида, да будет милость Аллаха над ним...» Чьи это слова? Это слова абу Рийа...

 

Ведущий:

Насколько мне известно, абу Рийа - ученый из Египта.

 

Хайдари:

Совершенно верно. Продолжаем, читаем дальше по тексту:


«Если бы жизнь Умара продлилась до тех пор, пока не умер абу Хурайра, то до нас не дошли бы эти многочисленные хадисы». Это потому, что Умар, зная откуда абу Хурайра черпает информацию, запрещал ему передавать эти хадисы.

Я бы хотел привести другую цитату. В этой же книге, на странице 203, абу Рийа передает слова абу Кутайбы из его книги «Разъяснение разных хадисов». «Когда абу Хурайра рассказывал такое предание от Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), какого не передавал никто из сподвижников, в том числе и самые известные, они порицали его и отвергали его слова, вопрошая “Как так получилось, что ты был единственным, кто слышал? Кто кроме тебя может подтвердить эти слова?” А Аиша, да будет доволен ею Аллах, более других опровергала его, потому как, и он, и она прожили долго». То есть потому, что они оба были долгожителями и имели контакты друг с другом.


Это были слова абу Кутайбы из его книги «Разъяснение разных хадисов», доказывающие, что первым человеком, обвиненным в выдумывании хадисов, является абу Хурайра. Я не говорю, что этот человек известен как выдумщик хадисов, но утверждаю, что мнения о нем разнятся.

Махмуд абу Рийа в этой же книге говорит: «Ученые хадисоведы сошлись во мнении о том, что больше всех хадисов от Пророка передал абу Хурайра, несмотря на то, что он пробыл рядом с Пророком только год и девять месяцев».


Абу Рийа утверждает именно этот срок его сподвижничества, в том время как сам абу Хурайра говорит о сроке в три года. На данный момент не имеет особого значение, принимаем ли мы версию трех лет или же принимаем слова абу Рийа, говорящих о сроке в год и девять месяцев. Далее он продолжает: «Абу Мухаммад ибн Хазм упомянул о том, что от него передано в общей сложности пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса, из которых Бухари передал четыреста сорок шесть хадисов». Я хочу обратить внимание телезрителей на тот факт, что Бухари опирается на человека, мнения о котором разделились. В данный момент я не выражаю претензий к Бухари по тому факту, что он опирается на абу Хурайру, но хочу лишь отметить, что мы, имея свое личное мнение об абу Хурайре, никак не можем опираться и руководствоваться книгой Бухари.

 

Да, они вольны принимать ее от и до, но они не имеют права утверждать, что руководствуются хадисами из самой достоверной книги; вы считаете ее таковой, но у нас возникают сомнения на этот счет.

Если время позволяет нам, я бы хотел отметить еще два или три пункта. На странице 224 той же книги, абу Рийа выдает очень интересную мысль. После того, как он приводит число хадисов, переданных абу Хурайрой, количество лет, прожитых при посланнике Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!), и количестве хадисов, которые Бухари передал от него в своей книге, абу Рийа говорит: «И тебе лишь осталось узнать о том, сколько хадисов передано другими из числа сподвижников, которые опередили абу Хурайру в вере и были более близки к посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!), были более знающими в религии и обладали бóльшими заслугами; ветеранами войн Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) из числа мухаджиров, ансаров и прочих, кто провел рядом с посланником много лет, чтобы иметь возможность сопоставить количество переданных хадисов от посланника самыми видными из них...»  Автор подводит нас к мысли, что таким сопоставлением можно будет определить достоверность передачи пяти тысяч хадисов от посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) абу Хурайрой, и тут мы понимаем, сомневается ли в такой вероятности сам автор или нет.

Читаем далее: «Абу Бакр, первый мужчина после Али, принявший ислам...», в чем убежден сам абу Рийа, «предводитель всех сподвижников, который провел все время с Пророком и в Мекке и в Медине». Знаток генеалогии арабов Навави в своей книге “Тахзиб” говорит: «Сиддик привел от Пророка 142 хадиса».


Взгляните, разница в пятьдесят раз! Этот передал 142 хадиса, в то время как абу Хурайра передал 5374. На самом деле, ни один человек, сопоставив все, не сможет поверить в это.

 

Ведущий:

То есть получается так, что абу Бакр не слышал все эти хадисы Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) как до принятия ислама абу Хурайрой, так и после принятия им ислама.

 

Хайдари:

Суйуты в своей книге «История халифов» привел от имени первого халифа 104 из этих ста сорока двух, Бухари же передает всего 22 хадиса от него. Обратите внимание: получается, что у Бухари хадисы абу Хурайры превышают хадисы абу Бакра более чем в двадцать раз! Вы только поймите, я не навязываю своего мнения, пусть наши зрители думают сами.

Далее абу Рийа говорит об Умаре: «Он принял ислам в шестом году пророчества Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) и был с ним до конца его жизни». Из изречений Умара: «Я жил по соседству с одним из ансаров. Мы с ним чередовали меж собой визиты к Пророку (да благословит Аллах его и его семейство!) В один день он спускался к нему и, вернувшись, говорил мне о том, что он услышал, в другой день то же самое делал я, передавал ему услышанные айаты, изречения Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) или же просто новости». Далее продолжает абу Рийа: «Несмотря на все это, от него до нас дошло лишь примерно 50 хадисов, что подтвердил ибн Хазм».


В этом случае мы получаем разницу более чем в 100 раз! Ни один человек не сможет поверить в это. Вместе с тем наши коллеги утверждают, что это самая достоверная книга после книги Аллаха! Да, опять же, они вольны так считать, но нельзя ведь думать, будто бы все обязаны разделять это мнение.

От Али передано... И давайте допустим, что он на самом деле являлся лишь четвертым по своему превосходству. Читаем: «Али - тот, кто первым из мужчин принял ислам, воспитанный в доме Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), выросший под его опекой еще до начала ниспослания Корана, тот, кто пробыл вместе с Пророком (да благословит Аллах его и его семейство!) вплоть до его кончины, не расстававшийся с ним ни в путешествии, ни дома; он же его двоюродный брат и его зять - муж его дочери Фатимы. Он участвовал во всех походах Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) кроме похода на Табук, когда он оставил Али своим заместителем в Медине. Тогда Али спросил его: «О, посланник Аллаха! Ты оставляешь меня заместителем среди женщин и детей?»

(Тут Хайдари резко обрывает текст и уходит к следующему предложению)

Далее абу Рийа говорит: «Этот имам, с кем ни один из сподвижников не может сравниться в знании…» Согласно их преданиям, самый знающий - Али, самый справедливый - Али… Читаем далее: «К нему возводят 58 хадисов, как об этом сказал Суйуты». И тут мы получаем разницу в 100 раз.

 

Сам абу Хурайра заявляет, что он сопровождал Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) всего лишь три года, как это передает от него Бухари. Наши уважаемые телезрители могут сами проверить это, сверившись с источником.

 

Ведущий:

И согласно единодушному мнению, он принял ислам лишь после взятия крепости Хайбара.

 

Хайдари:

Читаем далее: «...58 хадисов. Ибн Хазм сказал: «Достоверными из них являются всего 50 хадисов, и из этого числа Бухари и Муслим вместе взятые передали лишь около двадцати хадисов».

Итак, сколько хадисов передают Бухари и Муслим от Али?

 

Ведущий:

То есть, возможно, что каждый их них передал по 10 хадисов от него?

 

Хайдари:

Пусть даже каждый из них передал одни и те же 20 хадисов. В любом случае, как при этом можно утверждать, что они сделали всех сподвижников равными, в то время как имеется такая большая разница в передаваемых от них хадисах? Пусть знают же, что среди прочих достоинств Али есть и то, что он является единственным сподвижником, о котором Аллах в Коране сказал, что он очищен полным очищением.

 

Ведущий:

То есть, что он относится к тем, о ком говорит айат «Очищение».

 

Хайдари:

И в этом никто не сомневается. Да, есть разногласия о принадлежности жен Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) к числу Ахлюль-Бейт, но это совсем другая тема. Что касается Али, то он, по единогласному мнению всех ученых ислама, является одним из числа Ахлюль-Бейт.


Али – тот, кого Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) назвал подобием Корана, сказав: «Я оставляю среди вас то, ухватившись за что, вы никогда не собьетесь с истинного пути - это Коран и мое семейство, обитатели моего дома». Бухари, составитель самой достоверной книги после книги Аллаха, приводит от него 20 хадисов, в то время как от абу Хурайры он приводит в двадцать раз больше - 446 хадисов!


Я бы хотел упомянуть другие сопоставления, (приведенные в книге): «Что касается Усмана, то Бухари привел от него 9 хадисов, Муслим - 5 хадисов. От Зубайра ибн аль-Аввама...» Я хочу заметить, что эти люди из числа десяти обрадованных раем и самые близкие сподвижники Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!), согласно мнению суннитов. Продолжаем читать: «От Зубайра ибн аль-Аввама Бухари привел 9 хадисов, Муслим - 1 хадис. От Тальхи ибн Убайдуллы Бухари привел 4 хадиса, от абдур-Рахмана ибн Ауфа он привел 9 хадисов. От Убай ибн Ка’ба в шести главных сборниках хадисов передается в общей сложности 60 хадисов. От Зайда ибн Сабита Бухари привел 8 хадисов, 5 из которых являются созвучными с теми, что привел Муслим от него же. От Салмана аль-Фариси Бухари привел 4 хадиса, Муслим - 3. Также установлено, что от большинства сподвижников не приводится ни одного хадиса». То есть от них не передано ничего в принципе…

Я хотел бы также отметить, что число достоверных передатчиков у Бухари и Муслима достигает 2400 человек.

 

Ведущий:

Среди которых также были и хариджиты...

 

Хайдари:

Я, клянусь Аллахом, не хочу никак комментировать это... Я бы хотел отметить еще один интересный момент по данному вопросу, касаемо достоверных передатчиков. Пусть зрители сверяются с источниками и читают вместе с нами книгу «Анализ личностей достоверных передатчиков», автор - Мухаммад Хасан Музаффар (умер в 1375 по хиджре). Книга издана в четырех томах под патронажем всемирной ассоциации «Ахлюль Бейт». Автор книги пытался собрать всех имеющихся передатчиков, признанных достоверными и на которых опирались ученые, чтобы люди могли понять, заслуживали ли они доверия или нет. Если вы позволите, сначала я бы хотел отметить один факт. Рассмотрим потомков Али, начиная с Хасана, далее - Хусейн, Садджад, Бакыр, Садик, Казым, Рида, Джаввад, Хади и Аскари, среди которых последние трое, то есть - Джаввад, Хади и Аскари являются современниками Бухари. Ни от одного из них Бухари не привел ни единого хадиса. От имама Риды - ни одного хадиса, от имама Казыма - ни одного хадиса, и даже от имама Джа’фара ас-Садика, который считается первым основоположником исламских правовых школ и учителем всех остальных основателей мазхабов. Бухари передает хадисы от некоторых его учеников, но от самого имама – ни одного.

 

Также я хотел бы, чтобы дорогие зрители прочитали вместе со мной выдержку из этой весьма полезной книги под названием «Исследование двух сахихов», автор книги Мухаммад Садик Наджми, на арабский язык книгу перевел сейид Хасан Муртаза Казвини... Мы рассмотрим всего несколько личностей, на которые опирались Бухари и Муслим... И вот еще вопрос: почему тот же Бухари не передает ни одного хадиса, допустим, от того же имама Садыка? Попытки как-то оправдать этот факт просто нелепы, ведь Бухари родился примерно через 100 лет после смерти имама, то есть в 256-ом году по хиджре, тогда как имам Садык скончался в 146-ом или в 148-ом году. Между ними примерно век. Так вот, вместе с тем, что Бухари прожил в Хиджазе 6 лет (а Хиджаз был средоточием просветительской деятельности имама Садыка), он не передал от имама ни единого хадиса...

Итак, в своей книге Мухаммад Садык Наджми говорит: «Бухари и Муслим передают хадисы от 26-ти человек с именем “Хасан”, но ни один из них не является внуком Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) Хасаном Муджтаба; передают хадисы от 23-х человек с именем “Муса”, среди которых нет имама Мусы Казима; передают хадисы от 39-ти человек с именем “Али”, среди которых нельзя найти потомка Пророка - Али сына Мусы ар-Рида».


Используемая этими учеными методика вполне наглядна... Я завершу свою речь словами сейида Табатабаи (да освятит Аллах его душу), которые он написал в замечательной книге «Тафсир мийзан». С вашего позволения, это займет минуту или две, после чего, иншаллах, я буду в распоряжении наших телезрителей, которые хотят принять участие в обсуждении сегодняшней темы... Так, книга «Мийзан», 5-ый том, страница 274. Ему принадлежит следующее высказывание: «Что касается сподвижников, то они не передали ни одного хадиса (в толковании Корана) от Али. Табиины же передали от Али в общей сложности около ста преданий по поводу толкования Корана». Это в то время, как Суйуты говорит, что собрал 17000 хадисов по толкованию Корана! А от Али они передают лишь около ста хадисов...


Ведущий:

Если еще и учитывать, что он был последним, как они говорят, праведным халифом и прожил достаточно долго после кончины Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!).

 

Хайдари:

Я оставляю вынесение суждений для беспристрастных слушателей, к какой бы школе они не принадлежали. Читаем дальше: «Что касается Хасана, то число переданных от него хадисов по поводу толкования Корана едва достигает десяти. Что касается Хусейна, то от него не передано ни одного хадиса по толкованию Корана!»

Итак, давайте дадим слово телезрителям.

 

Ведущий:

Да, с вашего позволения... С нами на связи брат Абдуллах из Саудии.


Абдуллах из Саудии:

Алло, ассаламу алейкум

 

Ведущий:

Ва алейкумуссалам ва рахьматуллах.

 

Абдуллах из Саудии:

Как Вы поживаете?

 

Ведущий:

Все хорошо, слава Богу!

 

Хайдари:

Скажите ему, чтобы говорил громче...

 

Ведущий:

Да, будьте добры - говорите погромче, брат Абдуллах.

 

Абдуллах из Саудии:

Алло, ассаламу алейкум.

 

Ведущий/Хайдари:

Ва алейкумуссалам ва рахьматуллах.

 

Абдуллах из Саудии:

Как Ваши дела, сейид?

 

Хайдари:

Хвала Аллаху, все хорошо.

 

Абдуллах из Саудии:

Сейид, Вы меня слышите?

 

Хайдари:

Да, прошу Вас, говорите.

 

Абдуллах из Саудии:

Ассаламу алейкум!

 

Ведущий:

Мы Вас прекрасно слышим, говорите уже.

 

Абдуллах из Саудии:

Сейид, мы хотим выразить Вам благодарность за Ваши выступления и надеемся на продолжение Вашей инициативы.

 

Хайдари:

Спасибо большое, да хранит Вас Аллах.

 

Ведущий:

Спасибо Вам, Абдуллах... С нами на связи брат Ахмад из Франции... Прошу Вас, брат Ахмад.

 

Ахмад из Франции:

Ассаламу алейкум ва рахьматуллахи ва баракатуху!

 

Ведущий/Хайдари:

Ва алейкумуссаламу ва рахьматуллахи ва баракатуху!

 

 

Ахмад из Франции:

Как Ваши дела, Шейх?

 

Хайдари:

Все замечательно... Прошу Вас.

 

Ахмад из Франции:

Я слежу за вашими передачами и могу сказать, что они весьма интересны и полезны для человека, который хочет углубиться в свою религию и научиться чему-то, но когда шейх говорит “те-то и те-то”, я не понимаю, почему он не называет их по именам? Я живу во Франции, и до появления спутникового телевидения, я ничего не знал о том, что существуют шиитский и суннитский мазхабы. У меня ведь есть разум, также как и у других зрителей, и да, мы хотим знать все, что происходило с исламской уммой. Но когда я смотрю шиитские каналы (простите меня за такое прямое определение), я обнаруживаю, что все они только и делают что говорят об Омейядах и Аббасидах! Я ни разу не слышал, чтобы на шиитском телеканале говорили о таких практических вопросах, как закят, пост и тому подобном. Всегда речь об одном и том же - Омейяды и Алиды... Я не могу понять, почему это так? Прошу вас, братья, объясните нам это.


Или вот Вы говорите «мазхаб сподвижников, мазхаб Ахлюль-Бейт»... Значит ли это, что сунниты следуют сподвижникам и ненавидят Ахлюль-Бейт? Клянусь Аллахом, это не так. За всю свою жизнь я не видел ни одного человека из числа суннитов, который поносил бы Ахлюль-Бейт. Все они придерживаются и следуют семейству Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) и Ахлюль-Бейт, но не так, как это считают нужным и правильным шииты. Они придерживаются и следуют всем сподвижникам и Ахлюль-Бейт так, как это завещал сам Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!). Я бы хотел, чтобы шейх ответил мне откровенно, предали ли абу Бакр, Умар и Усман Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)? Я бы хотел получить ответ на этот вопрос без каких бы то ни было оскорблений в их адрес и принижения их достоинства. Я хочу знать, предали ли абу Бакр, Умар и Усман Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) и захватили ли они силой власть после его кончины.

Мы, жители Франции и Северной Африки, не знаем, кому можно доверять, и поэтому мы спрашиваем это у Вас. И да хранит Вас Аллах.


Ведущий:

 

Спасибо Вам большое. С нами в прямом эфире брат Хусейн из Ирака. Прошу Вас!

 

Хайдари:

Доктор, прошу вас проследить за временем, чтобы у меня хватило времени ответить на вопросы.

 

Ведущий:

Пусть тогда этот звонок будет последним.

 

Хусейн из Ирака:

Ассаламу алейкум.

 

Хайдари/Ведущий:

Ва алейкум салам ва рахматулла.

 

Хусейн из Ирака:

Я бы хотел задать один вопрос уважаемому сейиду. ассаламу алейкум, сейид.

 

Хайдари:

Ва алейкум салам ва рахматулла.

 

Хусейн из Ирака:

Сейид, я звоню Вам из Кербелы - земли имама Хусейна. У меня всего один вопрос, ответ на который я очень хотел бы услышать лично от Вас. Я не понимаю, почему они не приводят хадисы от имамов?


Ведущий:

Вопрос ясен. Спасибо Вам, Хусейн. Итак, достопочтенный сейид, прошу Вас.

 

Хайдари:

Что касается вопроса нашего брата Ахмада из Франции. Действительно, как сказал наш дорогой брат, нет в мире такого мусульманина, который не любил бы семью Пророка, ведь известно, что молитва человека, в которой он не возносит благословение его семье, не принимается. Обязанность каждого мусульманина - любить Ахлюль-Бейт Пророка. Мы многократно раз упоминали, что ненависть или вражда по отношению к Ахлюль-Бейт недопустимы и тот, кто враждует с ними, тот вышел из ислама. Это - главное различие между любовью к сподвижникам и любовью к Ахлюль-Бейт. Так, в отношении сподвижников дело обстоит иначе, потому как не существует безусловного доказательства в пользу того, что мусульмане должны любить и почитать всех сподвижников, и уж тем более так, как мы должны любить и почитать Ахлюль-Бейт.

 

В доказательство этого можно вспомнить хадис «Сакалайн», который гласит, что гарантом верного руководства после смерти Пророка является Коран и семья Пророка. Их мы должны держаться и следовать им, и они, согласно достоверному хадису, не отделятся  друг от друга вплоть до наступления судного дня. Итак, истина с тобой, уважаемый брат и мы полностью согласны с тобой. Так в чем же различие? Различие между нами в том, что мы убеждены в необходимости следования за ними в деле понимая религии, и никто не может преобладать над ними, в том числе и в этом отношении. Что касается других сподвижников, таких, как первый, второй и третий халифы, то есть абу Бакр, Умар и Усман, которые стали правителями после смерти посланника Аллаха, то мы, как последователи учения семейства Пророка, говорим, что у нас нет ни единого ясного доказательства, которое указывало бы на них как на источник руководства. А если бы было иначе, то мы, безусловно, брали бы религию именно от них. Это касательно второго замечания.


На твое третье замечание, наш дорогой брат, я отвечу тебе откровенно и без виляний. Мы убеждены в том, что Аллах, Свят Он и Велик... у тебя, конечно же, может возникнуть вопрос, каково доказательство, но это уже другая тема. Вопрос, на самом деле, очень хороший. Ты, так сказать, попросил у меня «фетву» как у ученого, ну а доказательства, возможно, мы приведем в последующих передачах, и поэтому я порекомендовал бы тебе следить за ходом наших исследований. Итак, наш дорогой брат, мы убеждены в том, что Аллах, Свят Он и Велик, и именно Он, а не Пророк, избрал Али в качестве имама и халифа над людьми после кончины Пророка, и в этом у нас нет никаких сомнений.


Далее, ты спросил меня, предали ли абу Бакр, Умар и Усман Пророка, или, быть может, они просто приняли ошибочное решение. По этому вопросу мнения разнятся, некоторые говорят, что они просто ошиблись, так как они решили, что Пророк все-таки не назначал Али своим преемником, и это одно из мнений. Другое мнение гласит, что они знали о назначении Али халифом и знали, что истина всегда с ним, но, несмотря на это, они узурпировали власть, отняв ее у законного наследника. Итак, наш дорогой брат Ахмед из Франции, ключевым вопросом, на самом деле, является не то, предали ли они Пророка или нет. Главный вопрос - является ли Али наследником халифата, согласно завещанию Пророка, и мы твердо убеждены в том, что является. Что же говорит школа сподвижников? Они говорят, нет, не является. Но предметом спора между нами никак не является вопрос любви, чтобы можно было говорить о том, что вот, мы тоже любим семью Пророка. Суть вопроса заключается именно в подчинении и следовании, как говорит Коран: «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Мы убеждены, что нет никаких доказательств предводительства кого бы то ни было после смерти Пророка, кроме сказанного об Али.

 

Нет у нас доказательства в пользу чьего-либо правления или обладания властью кем-либо, кроме как сказанное об Али и его семье, да будет над ними мир и благословение.

 

Ведущий

 

Большое Вам спасибо, уважаемый шейх. Время, к сожалению, подошло к концу. Уважаемые телезрители, мы вновь увидимся с вами в следующее воскресение, иншаллах. Я благодарю вас и уважаемого сейида Камаля Хайдари. До свидания. Мира вам, милости Аллаха и Его благословения.

 

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 19.07.13 19:46 | Просмотров : 2620

Рекомендуем
ГЛАВНАЯНОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
© 2024 Все права защищены Доводы.ру. При использовании материалов сайта, ссылка на www.dovodi.ru обязательна. Рейтинг@Mail.ru