НОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
     
Ахл аль Бейт (а.с.)Аллах в книгах суннитовПророк Мухаммад (саас)Али Ибн Абу Талиб (а.с.)Аяты об Али (мир ему!)Али (мир ему!) в ахиратеПредсказания о Али (а.с.)Знания имама Али (а.с.)Фатима аз-Захра (а.с.)Хасан Ибн Али (а.с.)Хусейн Ибн Али (а.с.)Имам Махди (а)Шииты в Коране и суннеНеобычные фетвыНаши противникиВопросы фикхаКто такие сподвижники?Анализ хадисовОпровержениеИскаженность КоранаВопросы без ответаИз шиитских книг
Шиизм Исследование вопроса о временном браке в Коране и сунне
Если внимательно хронологически проанализировать вопрос временного брака, то можно заметить то, что халиф Умар будучи в правлении по своей инициативе запретил временный брак окончательно и на это есть доказательства из шариатских источников.

Временный брак обозначается термином «мут’а», который точно переводится как «удовольствие». Во времена пророка Мухаммада (с.а.с.) его использовали для обозначения брачных отношений на время, что зафиксировано в исламских источниках.

В качестве довода в пользу дозволенности временного брака приводится аят 24 суры 4, а также то, что нет соответствующего отменяющего аята:

А за то удовольствие (истамта’тум), которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.

В данном аяте использован глагол «истамта’тум», являющийся производным от той же основы, что и слово «мут’а». Такие учёные, как Фахр Рази — подтверждают, что в данном аяте речь идёт о временном браке. Об этом говорится, в частности, во многих комментариях к Корану — среди них тафсиры Саалаби, Фахра Рази, Ибн Джарира ат-Табари, ас-Суйути, аль-Куртуби, Ибн Хаййана, ан-Нишапури.
В сборнике Муслима приводится хадис от Джабира о том, что термин «мут’а» обозначает временный брак (хадис 3246 в английской версии сборника).

Вместе с тем, в тафсире Фахра Рази, а также в «Муснаде» Ахмада ибн Ханбала отмечается, что именно халиф Умар ибн аль-Хаттаб был инициатором запрета временного брака. В частности, приводится его высказывание:

Два типа мут’а были законны во времена пророка, и я запрещаю их оба, и буду наказывать тех, кто совершает это. Это — мут’а для паломников и мут’а с женщинами. (Ат-Тафсир аль-Кабир Фахра Рази, том 3, стр. 201; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, том 1, стр. 52)

 

Сам Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Два деяния были разрешены во время Посланника Аллаха. Но я запрещаю их и накажу всякого, кто совершит их. Эти два деяния – временный брак и снятие запретов ихрама между умрой и хаджем».(Мафатих аль-гайб, Фахр Рази, толкование 24-ого аята суры «ан-Ниса»; Сунан аль-Кубра, Байхаки, т.7, стр.206)

 

В сборнике ат-Тирмизи также приводится хадис о позиции сына Умара ибн аль-Хаттаба, Абдуллы ибн Умара:

Один человек спросил Абдуллу ибн Умара о мут’а аль-хадж (ат-таматту), и тот ответил: “Это дозволено (халяль)”. Тогда его спросили: “Но твой отец запрещал это”. Он сказал: “Ты думаешь, что мой отец мог запретить то, что делал Пророк? Должен ли я следовать тому, что сказал мой отец, или тому, что повелевал Пророк?” Человек ответил: “Конечно, тому, что приказал Пророк”.(ат-Тирмизи, том 1, стр. 157).

 

Другое сообщение в вышеупомянутом источнике:

 

"Когда человек из Сирии спрашивал Абдуллу Ибн Умара о мут’а с женщинами, он сказал, что это дозволено (халяль). Человек сказал: Но твой отец запрещал это! Ибн Умар сказал: Вы думаете, что, если мой отец запретил это, а посланник Аллаха (с.а.с.) дозволил это на практике, то вы можете оставить сунну и следовать за тем, что мой отец сказал?"

Следует отметить, что в новом издании сборника ат-Тирмизи этот хадис отсутствует (“Дирасат ва бухус фи ат-тарих” сейид Джа’фар Муртаза, стр.14).

Ибн Касир повествует похожий хадис: “Абдулла ибн Умар противоречил отцу, когда ему возразили, что его отец запретил временный брак, он ответил: “Я боюсь, чтобы с неба на вас не посыпались камни (за такие слова), ибо сам Пророк позволил это. Кому я следую, традиции Пророка или традиции Умара ибн аль-Хаттаба?” (Тарих ибн Касир, том 5, стр. 141)

 

“Умар сам сказал: “Я знаю, что посланник Аллаха (с.а.с.) и его сподвижники совершали его (хадж ат-таматту), но я не одобряю, когда мужчины вступают в интимные отношения со своими жёнами в кустарниках арака, а затем отправляются в хадж и при этом вода (оставшаяся от полного омовения) всё ещё капает с их голов”. (Муслим, Ахмад).

 

Далее. Урва ибн Зубейр рассказывал, что Хула бинт Хаким пришла к Умару и сказала: " Раби'а ибн Умаййа заключал мут’а с женщинами и они забеременели от него". Умар пришел в ярость и сказал: Если бы я наложил запрет на мут’а раньше этого, то я бы сейчас приказал бы забить его камнями!" ("Муватта" Малик ибн Анас том 2, стр. 30, "Китаб аль-Умм" Шафии, том 7 стр. 219, "Сунан аль-Кубра" Байхаки, том. 7, стр. 206).

 

Джалалуддин ас-Суйути сказал об Умаре:

"Он (Умар) был первым, кто запретил мут’а" (Тарих аль-Хулафа ас-Суйути, стр.136)

 

А также:

"Умм Абдилла, дочь Абу Хузаймы рассказала, что к ней пришел неженатый мужчина из Сирии и сказал: " Я нахожусь в подавленном состоянии из-за того что не женат, поэтому найди мне женщину с которой я мог бы заключить временный брак". Она нашла ему женщину, с которой он заключил мут’а при нескольких свидетелях. Он оставался с ней до тех пор, пока срок брака не истек. Когда Умар узнал об этом, он позвал его и спросил: "Почему ты сделал это?" Тот человек ответил: " Мы делали это во времена Пророка, и он не запретил нам это вплоть до того как Аллах забрал его душу. Потом мы делали это во времена Абу Бакра, и он не запретил нам это вплоть до того как Аллах забрал его душу. И потом мы делали это при твоем правлении и до этого времени ты нам не запрещал". Умар ответил: " Клянусь Тем в Чьих руках моя душа! Если бы я запретил это пораньше, я бы приказал забить тебя камнями, чтобы ты мог понять разницу между браком и прелюбодеянием". ("Канз аль-Уммаль" Муттаки аль-Хинди. том 8, стр. 294).

Ибн Касир отмечает в своём комментарии:

Аль-Бухари сообщил, что Умар имел обыкновение запрещать людям временные браки. (Тафсир Ибн Касир, том 2, стр. 233)

Далее можно привести следующие хадисы.

С одной стороны, в сборнике Муслима приводится хадис о том, что временный брак был запрещён навсегда в день сражения Хайбар:

Мухаммад ибн Али рассказал со слов своего отца Али, что Посланник Аллаха в день Хайбара запретил заключать временные браки и есть мясо домашних ослов.(Сахих Муслим, английское издание, том 2, хадис 3265)

Также рассказывается от Али, что он говорил ибн Аббасу после смерти пророка (с.а.с.), что Посланник Аллаха в день Хайбара запретил заключать временные браки с женщинами и есть мясо домашних ослов. (Муслим)

Однако в том же своде есть предания с информацией совсем иного рода:

Сабра аль-Джухани рассказал: “Посланник Аллаха приказал нам заключать временные браки в Год Победы, когда мы вошли в Мекку...” (Сахих Муслим, английское издание, том 2, хадис, 3257; Сахих Муслим, арабское (саудовское) издание, том 2, стр. 1025, хадис 22).

Как известно из истории ислама, сражение Хайбар предшествовало взятию мусульманами Мекки. Аналогичные хронологические не состыковки наблюдаются и в других хадисах об окончательном запрете временного брака, на которые ссылаются учёные.

В сборниках также приводится ряд других важных хадисов на тему временного брака.

Сообщили Джабир ибн Абдулла и Салама ибн аль-Аква:

К нам явился вестник от Посланника Аллаха (с.а.с.) и сказал: “Посланник Аллаха подарил вам право на удовольствие (истамта’а), то есть на заключение временного брака с женщинами”. (Сахих Муслим, английская версия, хадис 3246).

В арабском тексте использовано слово истамта’а для обозначения временного брака как и в 24-ом аяте 4-ой суры.

А в версии аль-Бухари сообщается, что Джабир бин Абдулла и Салама бин аль-Аква сказали: Однажды когда мы участвовали в боевых действиях, посланник Аллаха (с.а.с.) пришёл к нам и сказал: “Вам было разрешено заключать временные браки, так заключайте же их”. (Сахих Бухари, китаб аль-никах)

Передал Имран ибн Хусейн:

Аят о мут’а был ниспослан в Книге Аллаха, и мы практиковали его во времена Посланника Аллаха, и не было в Коране ничего, что делало бы его незаконным, и Пророк не запрещал его до самой смерти. Однако человек, посчитавший его недозволенным, объявил об этом на основе собственного предположения. (Сахих аль-Бухари, английское издание; том 6, хадис 43; Сахих аль-Бухари, арабское издание, том 2, стр. 375, том 6, стр. 34; Ахмад ибн Ханбал. Муснад, стр. 436).

Примечание: В арабском тексте этого хадиса использовано слово "мут’а" и не уточнено идет ли речь о "мут’а с женщинами" или о "мут’а аль-хадж". Известно, что оба были запрещены Умаром. Однако именно это сообщение ученые приводят в своих комментариях к 24-ому аяту суры "ан-Ниса", что указывает на то, что в этом хадисе речь идет о "мут’а с женщинами" (временный брак).

Интересно отметить, что в "Сахих Муслим" а также в некоторых комментариях ученых к сборникам Бухари и Муслима отмечается, что в этом хадисе речь идет о халифе Умаре.

Человек говорил, основываясь на своем личном мнении, и это был Умар ("Сахих Муслим", том 2, хадис № 2825)

а также:

Человек, упомянутый здесь, это халиф Умар ибн аль-Хаттаб. ("Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар аль-Аскалани, том 4, стр. 177, "Шарх ан-Навави" к Сахих аль-Муслим, том 3, стр. 364)

Ибн ‘Умар передаёт, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он обратился к людям с проповедью и среди прочего сказал: «Воистину Посланник Аллаха трижды разрешал нам вступать во временный брак, но затем запретил это. Клянусь Аллахом, о ком бы я ни узнал, что он заключает временные браки, имея постоянную жену, я непременно побью того камнями, если только он не приведет мне четырёх свидетелей, которые засвидетельствуют, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил заключать временные браки после (известного мне) запрета!» (Ибн Маджа, хадис № 1611).

Почему Умар потребовал именно четырёх свидетелей, ведь четыре свидетеля требуются только для подтверждения обвинения в прелюбодеянии, согласно словам Аллаха: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами» (сура «ан-Нур», аят 4). Разве одного сподвижника не достаточно было для того, чтобы подтвердить разрешение временного брака?

Абу Надра сообщил:

Ибн Аббас повелевал заключать временные браки, в то время как Ибн Зубайр запрещал это. Я обратился к Джабиру ибн Абдулле, и он сказал: “Этот хадис распространяется благодаря мне. Мы заключали временные браки (с женщинами и в период хаджа) во времена Посланника Аллаха. Когда Умар занял пост халифа, он сказал: “Поистине, Аллах сделал дозволенным для Своего Посланника то, что Он желал и как Он желал. И это веление было ниспослано в Коране. Потому совершайте хадж и умру, как приказал Аллах, и подтвердите (через заключение постоянных браков) браки с теми женщинами (с которыми вы уже заключили временные браки). И если кто-либо придёт ко мне, будучи в браке, заключённом на определённый срок, я забью его камнями [до смерти].”  (Сахих Муслим, английское издание, том 2, хадис 2801; Сахих Муслим, арабское (саудовское) издание, том 2, стр. 885, хадис 145).

Джабир ибн Абдулла сообщил:

Мы практиковали временные браки, давая в качестве махра горсть фиников или муки в период жизни Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра, пока Умар не запретил их из-за Амра ибн Хурайса. (Сахих Муслим, английское издание, том 2, хадис 3249; Сахих Муслим, арабское (саудовское) издание, том 2, стр. 1023).

Кроме того, в разных источниках приводится высказывание Али Ибн Абу Талиба (мир ему!) :

Временный брак — милость Аллаха для Его рабов. Если бы Умар не запретил его, никто не совершил бы греха прелюбодеяния, кроме одержимых похотью. (Ибн аль-Асир, Ан-Нихаййа, том 2, стр. 249; Аз-Замахшари, аль-Фаик, том 1, стр. 331; Ибн Мандур, Лисан аль-араб, том 19, стр. 166; Тадж аль-Арус, том 10, стр. 200, Фатх аль-Бари, стр. 141, Канз аль-Уммаль, том 8, стр. 293). 

Передают, что Кайс сказал: Я слышал как Абдулла ибн Мас’уд сказал: "Когда мы участвовали в военных походах вместе с посланником Аллаха, с нами не было жён. И мы спросили его: "Должны ли мы себя кастрировать?". Однако Он запретил нам (кастрировать себя) и разрешил нам заключать временные браки (мут’а) позволив отдавать женщинам в качестве махра одежду" А потом Абдулла прочитал аят: "O вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!" (Сура "Аль-Маида", аят 87) (Сахих Муслим, китаб аль-никах).

После этого у Муслима записано:

"Этот же хадис приводится со слов Исмаила с той же цепью передатчиков (однако, слова следующие): Мы были молоды и поэтому спросили: "О, Посланник Аллаха! Не кастрировать ли нам себя?"

Но он (передатчик хадиса) не сказал, что они были в походе" (Сахих Муслим, "китаб аль-никах" том 2, хадис № 3245)

Те хадисы в которых говорится о запрете временного брака до Судного дня противоречивы как хадис от Муслима в котором сообщается, что Али ибн абу Талиб говорил ибн Аббасу после смерти пророка (с.а.с.): Посланник Аллаха в день Хайбара запретил временные браки и есть мясо домашних ослов. Также в сборнике Муслима приводится такой хадис: аль-Джухани был вместе с Пророком (с.а.с.) в походе на Мекку, где Пророк (с.а.с.) дал разрешение на заключение временных браков. Аль-Джухани сказал: "Не успел Посланник Аллаха (с.а.с.) выйти из Мекки, как он запретил (временный брак)". Буквально слова Пророка (с.а.с.) звучали так: "Аллах запретил это до Дня Воскресения". Сабра аль-Джухани передал, что его отец рассказал ему, что когда он находился вместе с посланником Аллаха, тот сказал: " О люди, поистине, я разрешал вам заключать временные браки, но Аллах запретил вам это до самого Судного Дня. Пусть же тот, у кого есть жена (с которой он заключил временный брак) отпустит её, и не забирайте у них ничего из того, что вы дарили им". (Муслим) Также передал это Абу Бакр ибн Абу Шайба: Нам передал Абда ибн Сулейман от Абдуль-Азиза ибн Умара этот же иснад (цепь передатчиков) и он сказал: "Я увидел Посланника Аллаха стоящего между столбами и дверью Каабы, когда он рассказывал это" (Сахих Муслим "китаб аль-никах" том 2, хадис № 3256). Далее в хадисе от того же Муслима сообщается, что Ийас ибн Салама рассказал со слов своего отца, что Пророк дал разрешение заключать временный брак на три ночи в Год Аутас (после битвы Хунайн) но потом запретил это" (Сахих Муслим", гл. "китаб аль-никах" том 2, хадис № 3251), а из истории известно что битва при Хунайне была после покорения Мекки. От того же Сабра аль-Джухани вновь передаётся запрет временного брака после того как он передал этот запрет до Дня Воскресения во время похода на Мекку. От Сабра передаётся, что пророк (с.а.с.) запретил временный брак во время прощальной проповеди. (Ахмад, Абу Дауд). Далее находим то, что говорит сподвижник Джабир ибн Абдулла: Мы практиковали временные браки, давая в качестве махра горсть фиников или муки в период жизни Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра, пока Умар не запретил их из-за Амра ибн Хурайса. (Сахих Муслим, английское издание, том 2, хадис 3249; Сахих Муслим, арабское (саудовское) издание, том 2, стр. 1023). То есть после смерти пророка (с.а.с.) считался временный брак дозволенным и при правлении Абу Бакра никто сподвижникам не запрещал это и они практиковали его, а когда к власти пришёл Умар, он запретил временный брак из-за Амра ибн Хурайса который заключил его.

Теперь давайте посмотрим, в чем проблема:

Если Пророк запрещает навсегда заключать временный брак в День Хейбара в 7 году хиджры, как же получается то, что сподвижники заключают временный брак в год Покорения Мекки в 8 году хиджры и даже после битвы "Хунайн", причем по прямому указанию Пророка?! 
Как так получается, что одну и ту же вещь запрещают навсегда два раза: Сначала запрещают навсегда в день битвы Хейбар (7 г.х.). Потом запрещают навсегда в Год Покорения Мекки (8 г.х.), однако люди все равно практикуют навсегда запрещенную вещь между этими двумя сроками и даже после них, причем по прямому указанию Пророка?! К тому же у сторонников запрета временного брака нет согласованного мнения о том, сколько вообще раз пророк (с.а.с.) разрешал и запрещал мут’а. Есть те, которые говорят об одном разе, кто-то о двух, кто-то о трёх, кто-то о шести, кто-то о семи. Также нет согласованного мнения в том, в какой день и в какое время пророк (с.а.с.) запретил временный брак окончательно.Некоторые ученые сказали – в день Хайбара, другие – в день открытия Мекки, третьи – во время битвы Табук, четвертые – во время хаджа пророка, и другие высказывания. Если же говорить о запрете временного брака до Судного дня, то эти хадисы по смыслу не считаются достоверными. Запрет на временный брак в ряде случаев был ситуативным, а не постоянным (например, пророк Мухаммад (с.а.с.) не позволял воинам вступать во временный брак в период некоторых ключевых сражений, чтобы ничто не отвлекало бойцов от войны). В этой связи джафаритские муджтахиды указывают на ряд противоречий в сборниках, в частности, на то, что хадисы об окончательном запрете временного брака являются более ранними по отношению к хадисам, в которых описывается, как мусульмане практиковали временный брак с позволения пророка Мухаммада (с.а.с).

Далее. Этот хадис от Сабра аль-Джухани (который) передал, что его отец рассказал ему, что когда он находился вместе с посланником Аллаха, тот сказал: " О люди, поистине, я разрешал вам заключать временные браки, но Аллах запретил вам это до самого Судного Дня. Пусть же тот, у кого есть жена (с которой он заключил временный брак) отпустит её, и не забирайте у них ничего из того, что вы дарили им". (Муслим).

Не состыковка имеется во фразе этого хадиса, который передаётся от пророка: "Я разрешил вам заключать временные браки, но Аллах запретил вам это до самого Судного Дня".

Имеет ли эта фраза смысл, если есть хадис от пророка что: "Я не разрешил вам ничего, кроме того, что Аллах вам разрешил. И я не запретил вам ничего, кроме того, что Аллах вам запретил" 
("Табакат аль-Кубра" Ибн Са'д. том 4, с.72)

На основании этого такие хадисы не могут отменить предписание данное в Коране и в достоверных хадисах, поскольку, согласно исламу, пророк Мухаммад (с.а.с.) не мог противоречить Аллаху. И вообще может ли значение хадиса отменить значение аята? Самым важным моментом является то, что критерием достоверности хадисов является Священный Коран и никак не наоборот. Абу Дауд Саджистани говорил: «Ахмаду ибн Ханбалу был задан вопрос: «Могут ли хадисы и сунна Пророка упразднить аяты Книги Аллаха?» Он ответил: «Я не нахожу в себе смелости говорить такое в отношении Корана. Можно сказать, что хадисы и сунна могут лишь разъяснять Коран. Но упразднить аяты Корана могут только другие аяты Корана». (Аль-и’тибар, стр.28)  Аллах сказал: Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? (Сура «аль-Бакара», аят 106). Он также сказал: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого. (Сура «аль-Нахль», аят 101).

Далее. Если посчитать, что 24 аят, 4 суры относится к постоянному браку как считают некоторые, и в Коране нет ни слова о временном браке, то может ли прийти сунна которая явно не согласована с Кораном и противоречит ему? Ведь все действия Пророка (с.а.с.) и все его слова являются откровением, так как Всевышний Аллах сказал: И не говорит он по пристрастию. Это – всего лишь откровение, которое внушается. (Сура ан-Наджм, аяты 3-4). Сунна Пророка (с.а.с) разъясняла Книгу Аллаха, но никогда сунна Пророка не противоречила ей. Временный брак разрешен согласно аяту, а если считать, что временный брак пришел через сунну, то может ли прийти сунна разрешающая временный брак даже на время, которая явно противоречит аятам? А также в Коране в других аятах описывается положения брака детально, упоминается и вознаграждение (махр) и количество жён и даже то, что если мусульманин не может жениться на свободной женщине, он может взять в жёны девушку невольницу с разрешения их попечителей. В таком случае идет повторение самого вознаграждения, а это идёт вразрез с красноречием Корана. И эта причина по которой махр, упомянутый в этом аяте (4:24) не может относиться к постоянному браку, заключается в том, что в Коране уже говорится о махре постоянного брака в начальных аятах той самой суры:

"...то женитесь (фанкиху) на женщинах, что приятны вам, - и двух, и трёх, и четырёх. A если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной или (довольствуйтесь) теми, которыми овладели ваши десницы... "(4:3)

"По щедрости души давайте своим женам брачный дар...(4:4)


Ясно, что в этих аятах речь идет о постоянном браке и о его махре (брачный дар). Следовательно, не было никакой нужды повторять о том же брачном даре в той же самой суре. Однако Аллах в 24 аяте, 4 суры уже говорит о "мут’а". И это видно по выбору слова которое использует Аллах в 24 аяте - "истамта’а" (производное от слова "мут’а") в отличие от 4 аята, где используется слово "фанкиху" (производное от общего слова для женитьбы "никах"), а это для того чтобы прояснить постановление именно о временном браке. Фактически Аллах говорит о разных формах брака: Сначала о постоянном браке - в аятах, предшествующих 24-ому аяту. Потом о временном браке в 24-ом аяте. И наконец, о браке с невольницами в 25-ом аяте. Ученые свидетельствуют в своих трудах, что на дозволенность временного брака указывает отрывок из 24-ого аята суры «ан-Ниса», в котором сказано: «А за то удовольствие (истамта’тум), которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение». О ниспослании данного аята в связи с дозволенностью временного брака указывали Джалалуддин Суйути в «Дурр аль-мансур», Ибн Касир в «Тафсир аль-Куран-иль-Карим», Табари в «Джами аль-баян», Шахабуддин Алуси в «Рух аль-маани», Ахмад Ханбал в «Муснад», Байхаки в «Сунан аль-кубра», а также ряд других ученых. Перечисленные выше произведения считаются известными.

Ибн Джарир ат-Табари приводит в своем тафсире сообщение:

"ас-Судди сказал: Если муж пожелает, он может убедить жену (обновить срок временного брака) после уплаты первоначального махра и перед истечением первого срока временного брака. В этом случае он должен сказать жене: Я заключаю с тобой мут’а (временный брак) за то-то и то-то. Таким образом, он продлевает временный брак перед истечением первоначального срока. Именно этот смысл заключен в аяте". (Хадис № 9046, "Тафсир аль-Кабир". Ибн Джарир ат-Табари. том 8, стр.180, к аяту 4:24)

 

Далее ат-Табари приводит в своем тафсире: 

Муджахид сказал: "Аят "A за то удовольствие (истамта’тум) которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение"- означает временный брак" ("Тафсир аль-Кабир". Ибн Джарир ат-Табари, том 8, стр.176. Хадис № 9034).

Также ат-Табари приводит слова некоторых из сподвижников Посланника Аллаха, например Убаййа ибн Кааба, которые, комментируя данный аят, читали его следующим образом: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них (в течение обговоренного срока), давайте им установленное вознаграждение». (Джами аль-баян, толкование 24-ого аята суры «ан-Ниса»)

В своих тафсирах и аз-Замахшари, и ат-Табари приводят следующее сообщение:

У аль-Хакама ибн Айниййи спросили, был ли отменён аят о мут’а с женщинами. Он ответил, что нет. (Тафсир ат-Табари, том 8, стр. 178; аз-Замахшари. Тафсир аль-Кашшаф, том 1, стр. 519)

Ибн Аббас говорит: «Поистине, аят о временном браке не был упразднён (насх)» («Аль Кашшаф», Замахшари, том 1, стр. 498).

Ибн Аббас говорит: «Временный брак был милостью Аллаха для этой уммы, если бы не было запрета Умара на временный брак, кроме небольшой группы людей никто бы не впал в разврат». («Ан-Нахайя» ибн Асир, том 2, стр. 488).

"Абу Назра сказал: "Я спросил ибн Аббаса о временном браке (мут’а). Ибн Аббас ответил: "Разве ты не читал "A за то, чем вы пользуетесь от них (истамта’тум) за назначенное время..."(4:24)? 
Я ответил: "Если бы я прочитал это таким образом, то я не спросил бы тебя (о временном браке)!". На что он ответил: "Конечно же аят гласит именно об этом. ("Тафсир аль-Кабир", Ибн Джарир ат-Табари, том 8, стр.177, хадисы № 9036-37)

Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн Аббас!” (ат-Табари, 1/89).

Сам посланник Аллаха (с.а.с.) обратился с мольбой за Ибн Аббаса сказав: «О, Аллах! Сделай его сведущим в делах религии и научи его толкованию!» (аль-Бухари, Муслим).

 

Также приведено что:

ас-Судди сказал: "Аят "A за то, чем вы пользуетесь от них (истамта’тум) за назначенное время..."(4;24), ниспослан о временном браке - когда мужчина женится на женщине за вознаграждение (махр) на определенный период времени и берет двух свидетелей; и (если это девственница) он просит разрешения ее опекуна, и когда период брака заканчивается они должны расстаться. И они не наследуют друг другу" ("Тафсир аль-Кабир". Ибн Джарир ат-Табари, том 8, стр.176, хадис № 9033)

Другой сподвижник - Убайй ибн Кааб, который является одним из четырёх людей которым Пророк (с.а.с.) приказал доверять в вопросах связанных с Кораном (см. "Сахих аль-Бухари" том 6, хадис № 521), также читал эту дополнительную фразу:

"Катада сказал: " Убайй ибн Кааб читал этот аят таким образом: "A за то, чем вы пользуетесь от них (истамта'тум) за назначенное время..." ("Тафсир аль-Кабир". Ибн Джарир ат-Табари. том 8, с.178, хадис № 9041)

Таким образом, эта добавочная фраза хотя и ниспослана наряду с Кораном, но является комментарием к аяту 4:24, а не составной частью Корана.

 

Муслим аль-Курри сказал: "Я спросил ибн Аббаса насчет мут’а и он разрешил это, в то время как Ибн Зубейр запрещал это. Поэтому Ибн Аббас сказал: " Мать Ибн Зубейра утверждает, что Посланник Аллаха разрешил это, так что вам лучше пойти и спросить у нее". Он (Муслим аль-Курри) сказал: "Мы пошли к ней, и она была слепой, грузной женщиной. Она сказала нам: "Воистину Посланник Аллаха разрешил это." (Сахих Муслим, том 2, хадис № 2854)

 

Рагиб аль-Исбахани пишет:

"Ибн Зубейр осуждал Ибн Аббаса за его мнение насчет мут’а. На что Ибн Аббас ответил ему: " Иди и спроси у твоей матери". Когда Ибн Зубейр спросил у нее, она ответила: "Клянусь Аллахом, я зачала тебя не иначе как через мут’а" ("аль-Мухазира’ат" аль-Исбахани, том 2, с.96)

Абу Джамра сказал: Я слышал как Ибн Аббаса спросили о временном браке и он разрешил это. Тогда его освобожденный раб обратился к нему: "Это только в том случае, если очень сильно нуждаешься в этом, и когда (достойных для постоянного брака) женщин недостаточно, и в похожих ситуациях". На что Ибн Аббас ответил: "Да". (Сахих аль-Бухари том 7, хадис № 51).

Так же этого мнения придерживалось большинство его учеников как: Ата, Тавус. Так же этого мнения придерживался Ибн Джурейдж. Некоторые ученые передают это мнение от Абу Саида аль-Худри и Джабира ибн Абдулла. В своём тафсире Имам аль-Куртуби передаёт цитату от жившего в Египте андалузского ученого Абу Бакра ат-Тартуши, который сказал, что единственными, кто допускал мут’а, были Имран бин Хусайн, Абдуллах ибн Аббас, несколько сподвижников и некоторые члены Ахль аль-Бейт. А учёный Ибн Хазм в своей книге "Аль-Мухалля", в девятом параграфе главы о браке, даёт имена сподвижников и табиинов, которые считали временный брак разрешенным (халяль) после смерти Пророка. Среди них Али ибн Абу Талиб, Абу Зарр, Джабир ибн Абдулла, Ибн Аббас, Абдулла ибн Мас’уд, Абдулла ибн Умар, Зубейр, Убайй ибн Кааб, Абу Саид аль-Худри, Имран ибн Хусейн, Раби’а ибн Умаййа, Амр ибн Хурайс, Хасан ибн Али, Катада, Муджахид, ас-Судди.

Среди современных суннитских учёных, тунисский шейх маликитского мазхаба, муфассир аль-Тахир Ибн Ашур считал мут’а дозволенным. Это зафиксировано в его тафсире Корана к аяту 4:24(ат-Тахрир ва ат-Танвир, аль-Тахир Ибн Ашур, том 3, стр. 5).

Этот вид брака ни в коем случае не может быть прелюбодеянием, как ошибочно полагают некоторые. Временный брак является одним из предписаний Священного Корана. И если этот брак был бы прелюбодеянием, которое является мерзостью и одним из величайших грехов согласно словам Аллаха: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (Сура «аль-Исра'», аят 32), то Всевышний Аллах никогда не послал бы своему Пророку аят, разрешающий мусульманам заключение временного брака. Прелюбодеяние было мерзостью во все времена, и Аллах превыше того, чтобы дозволять в своей Книге мерзость и грех. В самом Коране сказано: «Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?» (Сура «аль-А’раф», аят 28)

Нужно отметить, что в комментариях некоторых ученых приводится, что временный брак запрещен кораническими аятами:«которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками». (Сура «аль-Му'минун», аяты 5-7).

Придерживающиеся данного мнения утверждают, что в соответствии с тремя аятами суры «аль-Му'минун» интимные отношения дозволены только с постоянной женой и невольницей. А интимные отношения во временном браке не попадают под описание этих аятов, поэтому они отменяют предписание о временном браке.

Это удивительно, ибо все исламские исследователи согласны в том, что 23-я сура (аль-Му'минун) была ниспослана в Мекке, в то время как Пророк разрешил временный брак после переселения в Медину. Мекканские аяты никак не могут отменять мединские предписания в аяте и хадисах. В этих аятах нигде не упомянуто о различии между постоянными и временными женами. Данные аяты относятся и к интимным отношениям с женой во временном браке, так как жена во временном браке является такой же законной женой, как и в постоянном. Таким образом, это является доказательством того, что мут’а является одной из форм брака, узаконенной в Медине, после запрета прелюбодеяния и ограничения интимной близости только с женами и невольницами в сурах (23:5-7) и (70:29-31) которые были ниспосланы в Мекке.

 

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 12.05.13 20:15 | Просмотров : 4950

Рекомендуем
ГЛАВНАЯНОВОСТИВИДЕОВОПРОСЫ И ОТВЕТЫСТАТЬИКНИГИВСЕ ДОВОДЫ
© 2024 Все права защищены Доводы.ру. При использовании материалов сайта, ссылка на www.dovodi.ru обязательна. Рейтинг@Mail.ru